понедельник, 12 августа 2013 г.

Гиперактивная педагогика для активных детей.




Активные, даже слишком активные. Врачи разбрасываются страшными названиями и успокоительными средствами, педагоги разводят руками и отправляют к врачам, окружающие укоризненно смотрят, плохо воспитали. Неудобные дети. Нельзя усадить, уговорить, научить. Уставшие, обеспокоенные родители.  А впереди, как страшный сон, надвигается школа.
Низкая успеваемость, высокая отвлекаемость, жалобы учителей, вызовы родителей к директору школы. А есть ли другие перспективы?

Болезнь или особенность развития? Лечить или учить? СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – самый спорный диагноз. Кто-то признает его и охотно лечит, кто-то считает выдуманной проблемой, которая сама рассосется, ребенок перерастет или приспособится. Выгодно это кому-то или нет, но есть особенности – невнимательность, недостаток контроля поведения, двигательная расторможенность, которые мешают гармонично развиваться,  расти малышу. Родители, конечно, не могут оставаться в стороне, они должны что-то предпринять, чтобы помочь, не навредить. Только что?
Ребенок такой, какой он есть. Не хуже, не лучше других. Поэтому никаких угрызений совести, чувства вины или стыда за своего малыша! Да, он не умеет управлять своими эмоциями, побуждениями, да, он не может долго задерживаться за одним занятием и напоминает иногда вечный двигатель или кролика Энерджайзер. Но поверьте, идеальных людей не существует, у каждого  свои особенности, может, и не такие заметные. В то же время, окружающие люди имеют полное право обижаться, возмущаться, реагировать, когда кто-то грубо нарушает границы их комфорта (бьет их детей, портит вещи, игрушки, личную собственность). Поэтому задача родителей маленького непоседы – не допускать подобных ситуаций и нести ответственность (принести хотя бы свои извинения), если это произошло.
Не требовать невозможного. Принимая малыша таким, какой он есть, без отрицаний, осуждений, оценок, нужно всегда учитывать его возможности. Если ребенок чисто физически не способен сдерживать в себе желание хватать все продукты с магазинных полок, можно обойтись пока без посещения супермаркетов. Если малыш не может долго усидеть на месте, не стоит  вести его в оперный театр, да и на дельфинов и клоунов он еще успеет насмотреться. Такое поведение не навсегда, будут и в вашей жизни детские площадки, праздники и поводы для гордости.
Четкий распорядок дня. Хоть что-то должно быть стабильным. Если с внутренними границами (самоконтролем) серьезная проблема, тогда жизненно необходимы внешние рамки, постоянные правила, которые готовы выдерживать серьезные проверки на прочность.
Только индивидуальная работа. Вот пойдет в детский сад, там научат его, как себя вести – самое распространенное заблуждение многих родителей. 
Никакой, даже самый опытный педагог не может особо повлиять и улучшить поведение маленькой катастрофы, когда рядом еще 30 таких. В дошкольных учреждениях  живчиков не любят, они будоражат всю детскую компанию, нарушают дисциплину, постоянно держат в напряжении. А от отношения педагога зависит отношение всего коллектива. Поэтому детский сад – не самый лучший способ адаптировать малыша с особенностями поведения к социуму. Соседка с педагогическим стажем, бабушка с огромным сердцем и любовью к внуку, а еще лучше профессионал (коррекционный педагог, логопед, психолог) и индивидуальные, один на один, занятия. Сначала притирания, крики, беготня, вопли, а через пару занятий — чудеса: целенаправленная продуктивная работа. Потом небольшие группы по интересам, и к школе будут готовы и ребенок, и родители, знающие, доверяющие, уверенные в том, что все будет хорошо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЫТЬ ДОЧКОЙ...

Забираю дочку от мамы после выходных, приезжаем домой, а она уперлась вспотевшим виском мне в грудь, и плачет. Скучала. Чего по мне ск...