четверг, 11 сентября 2014 г.

Муси-муси, пуси-пуси. Язык любви или большое заблуждение.




«Какой же он холосенький, какой же он масенький!»  как сказать по-другому, глядя на маленького карапузика, с такими румяными щечками, крохотными ножками, ручками. Почему мы сюсюкаем, хорошо ли это для самого малыша, и как можно еще выражать свою любовь, заботу и нежность – вопросы, волнующие не одно поколение людей.

Малыш появляется на этот свет таким беспомощным, беззащитным, нуждающимся в  тепле, любви и ласке. Защитить свое чадо, обеспечить  всем необходимым для нормального развития, ежеминутно показывать ребенку, какой он любимый, желаемый, долгожданный – главное задание молодых родителей. Так устроено матушкой-природой. Глядя на кроху, слушая его дыхание, сопение, кряхтение и другие умиляющие звуки, ощущая его запах – у взрослых мгновенно включаются инстинкты: взять на ручки, обнять, улыбнуться и пролюлюкать  все самые ласковые слова, которые известны человечеству.
Первая улыбка, первое оживление на маму, и такие долгожданные первые звуки – гуление, и первые слоги – лепет, ну как тут удержаться от повторения за малышом. Такое сюсюканье очень полезно для речевого развития, потому что оно стимулирует спонтанную речь ребенка, его дальнейшие подвиги. Малыш учится контактировать со взрослым, получать от этого эмоциональное удовлетворение, удовольствие. И все благодаря звукам, которые потом складываются в слоги. А там и до первых слов недалеко. Особенно если мама будет в этом помогать. Повторяем за малышом слоги, складывая их в слова: мА-ма-ма-ма-ма  МА-МА, па-па-па-па ПА-ПА и обращаем внимание ребенка на называемый объект.
Пока малыш растет и старается быть похожим на нас взрослых, мы интуитивно пытаемся приблизиться к нему, поэтому говорим, как маленькие дети, искажая, заменяя звуки в словах.
Когда ребенок активно учится говорить, чтобы ему помочь, мы упрощаем сложные слова, предложения, используем так называемый «язык нянь» (ляля, баба, бибика, бух, ам-ам).
А еще нашего маленького сокровища окружает все тоже очень маленькое: стульчик, носочек, платочек, ложечка, подушечка, лопаточка. Ласково, нежно, с твердой уверенностью, что так и надо.
 Мы всегда хотим, как лучше. А что получается в результате?  Помним о благих намереньях, и постараемся объективно оценить свои действия.
С первых дней жизни малыш учится говорить. Для этого он внимательно слушает звуки, слова, которые произносит мама – главный образец, главный объект для подражания. Всматривается в лицо, прислушивается к интонации, и полностью доверяет. Все, что говорит взрослый, самый близкий взрослый,  – неопровержимая истина. Со временем малыш будет говорить точно так же. Поэтому, очень важно говорить с ребенком, даже очень маленьким, правильно.
Никаких замен звуков  (шипящие звуки на свистящие, звук Р на  звук Л)! Никаких искажений речевых звуков! Никогда! Ни в каком возрасте! Ни в каких ситуациях! Это вредит малышу, развитию фонематических процессов (различение звуков речи), его речевому развитию в целом.
 А как же наши инстинкты? Сложно идти против природных законов. Свою любовь и заботу можно проявлять на пользу малышу. С помощью интонации – варьировать высоту и силу голоса (говорить тихо или чуть громче, пищать тонким голоском или говорить голосом пониже). С помощью эмоций – радость, удивление, восхищение, восторг, сопереживание, –  искренне, заразительно, открыто. С помощью мимики – хмурим брови, улыбаемся, смеемся, надуваем щечки, строим рожицы, показываем язык. Весело, забавно, а главное,  полезно. Интонации, эмоции, мимика, как мало надо для того, чтобы у ребенка развивался физиологический и фонематический слух, обогащалась эмоциональная сфера, тренировались мышцы речевого аппарата. 
А как быть с «языком нянь»? На определенном этапе речевого развития ребенка использование упрощенных слов и звукоподражаний взрослыми вполне оправданно. Такие слова легче повторить, называть ими окружающие предметы, строить из них простые предложения. Главное, не увлекаться, и как только малыш начинает свободно, без напряжения использовать простые слова, двигаемся дальше, все называем правильно, наращиваем слоговую структуру, стимулируем рост предложений. И нет предела совершенству.
Растет малыш, а вместе с ним «растут» окружающие его предметы. И рядом с родным стульчиком появляется «взрослый» стул, вместо кроватки – полноценная кровать, с завидным упорством натягиваются самостоятельно носки, почти такие, как у папы, и за столом ребенок уже уверенно орудует самой большой ложкой. Главное, разрешить малышу «повзрослеть», это порой так трудно, ведь хочется, чтобы он  всегда оставался маленьким. И использовать в речи активно полноценные слова: СТУЛ, СТОЛ, КРОВАТЬ, и т.д., не боясь, что это может ребенка как-то напугать, или нести ему какую-то угрозу.
Мы можем любить наших детей самозабвенно, утопая в эмоциях, не задумываясь о последствиях. А можем любить с той же силой, но при этом учитывать интересы ребенка, нацеливаться  на его успешное счастливое будущее. Все в наших руках.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЫТЬ ДОЧКОЙ...

Забираю дочку от мамы после выходных, приезжаем домой, а она уперлась вспотевшим виском мне в грудь, и плачет. Скучала. Чего по мне ск...