понедельник, 26 августа 2013 г.

Когда к логопеду идти не надо.




На всякий случай, подстраховаться, чтобы не пропустить. Чего мы боимся? Чего мы, родители, боимся? Если со здоровьем все понятно, то что можно пропустить в развитии, в частности, в развитии речи? Ребенок не говорит, ребенок плохо говорит, ребенок не произносит какие-то звуки. Это этапы, ступени речевого развития, нормального речевого развития. У всех так. Когда же бить тревогу? Во время приема часто слышу от родителей: ему уже три года, а он еще не рычит. Научите. В четыре года шепелявит. В пять лет не может согласовывать слова в предложении. В каких случаях можно подождать? А когда нужно предпринимать срочные меры? На эти вопросы сложно ответить, иногда даже специалисту.

         Потому что мы не можем знать, и никогда не узнаем, что было бы, если бы не занимались. Приводят на занятия маленького неговоряшку,  работаем, формируем речь, с трудом, с огромными усилиями вытягиваем из него слова, предложения, результат. А смотрю на соседского мальчишку, беззаботно катающегося на велосипеде возле дома, такого же упрямого молчуна, который без всяких занятий спокойно заговорил, когда пришло его время, в три года и сразу предложениями. Но бывают, к сожалению, случаи, когда приводят пятилетнего ребенка с глубокой задержкой, помочь сложно, время упущено, светит спецшкола. Если бы раньше, на пару лет раньше, тогда картина была бы совершенно другой.  
         Есть ситуации, когда логопед нужен обязательно.

  •    если беременность, роды с осложнениями, чего-то хотят невропатологи, а малыш не произносит ни звука (ни гуления, ни лепета) на первом году жизни, никаких слов и предложений на втором году жизни. Сам не заговорит, нужна помощь.

  •    Если малыш плохо понимает обращенную речь (после года), не показывает картинки, не выполняет инструкции, просьбы. Проблемы с восприятием речи. Нужна коррекция.

  •     Если после трех лет нет фразы, говорит отдельными словами. Это серьезное препятствие для формирования мышления, задерживается развитие психики в целом. Срочно ремонтировать речь!

  •   Если в 4 года говорит непонятно, пропускает слоги в словах, окончания, предлоги, значит, есть проблемы с формированием чутья языка, необходимого для более сложных фонематических процессов (звуковой анализ, синтез и т.д.).

  •    За год до школы (5-6 лет), если отсутствуют или произносятся неправильно какие-то звуки, чтобы успеть все исправить.
  • Если есть трудности в школьном обучении, плохо читает, пишет с ошибками. За невнимательностью и ленью могут скрываться логопедические проблемы - дислексия, дисграфия.

  •     Если есть особенности развития (аутизм, задержка психического развития, гиперактивность и др.), тогда логопедическая работа – необходимая часть общей коррекции.

  •    Если есть запинки в речи, тогда помочь может только логопед.

  •    Если речь – препятствие для общения, карьерного роста, полноценной жизни. В любом возрасте все можно исправить.

В остальных случаях можно подождать, дать возможность ребенку самому подтянуться, вырасти, научиться. Это проще, чем тянуть бегемота из болота. Но, с другой стороны индивидуальная работа с логопедом еще никому не навредила. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЫТЬ ДОЧКОЙ...

Забираю дочку от мамы после выходных, приезжаем домой, а она уперлась вспотевшим виском мне в грудь, и плачет. Скучала. Чего по мне ск...