Я помню свои первые занятия.
Размыты лица, имена, диагнозы, симптомы, но до мельчайших подробностей помню
ощущения. Страх, дрожь, даже какое-то отчаянье, с которым обычно бросаешься в
холодную воду. Главное – начать, сказать первую фразу, улыбнуться, а там что-то
будет, как-нибудь выплывем.
Чего боялась? Сложно сказать. Вроде бы знала, что
делать. В первое время, смешно вспомнить, заучивала планы-конспекты: Я ему
скажу это, а ребенок должен ответить то, а я спрошу вот это, а он догадается и
ответит, как надо. Точно репетиция маленькой пьесы, написанной уверенной тетей,
гуру логопедии. Самое интересное, когда составители методичек (сборников
готовых занятий) наверняка знали, что ребенок зашипит на втором занятии, а на
десятом у него появится звук Р. Когда познала всю глубину пропасти между
практикой, реальностью и выхолощенной теорией, бросила аспирантуру.
Первое время боялась маленьких монстров из логопедических
кошмаров, которые кричат, кусаются, дерутся,
швыряют игрушки. А вдруг малыш вообще не захочет играть, заниматься, открывать
рот, будет плакать, не отпустит маму? А родительские вопросы? Как ответить
правильно, убедительно, не запинаясь и расставляя ударения в нужных местах? Среди
этих страхов, предубеждений, заблуждений отыскивала ребенка, его проблемы,
потребности. Привыкала к нему, пропускала через себя, привязывалась, и
помогала. Шаг за шагом, звук за звуком, слово за словом. Маленькое волшебство
каждый день. Потом поняла, труднее расставаться, чем начинать. Еще сложнее
расставаться, если работа не закончена, жизнь диктует свои условия – переехали,
неудобно возить, финансовые трудности, или же просто устали. Тогда появляются
черные дыры в практике. Есть случай, ситуация, составлен план работы, проведена
работа, а результата нет. Тогда остается надеяться, что вложенный труд
примется, созреет, дорастет. Остается только надеяться.
Опыт. С каждым случаем, с каждой встречей, с каждой
неудачей, с каждой победой он растет. Он не измеряется годами работы,
наградами, званиями, должностями, категориями. Он измеряется лицами, улыбками,
эмоциями. Умение распознать, увидеть, предвидеть, прогнозировать, надеяться и
верить. Верить в то, что в любой ситуации можно помочь, сделать лучше, стать
лучше. Верить в человека, в его непостижимые возможности, ресурсы, потенциал.
Это только на бумаге – дислалии, алалии, дизартрии. В жизни
это чувства, переживания, потребности, взаимоотношения. Невозможно работать с
диагнозами, симптомами, их никогда не исправить. Невозможно отделить речь от
человека, невозможно отделить человека от других людей. Невозможно заставить,
навязать, натренировать, научить без желания. Только не речь.
Каждый человек, каждый ребенок – индивидуальность. Каждый
берет от занятий только то, что надо ему в данный момент. Каждый учится по-своему.
Каждый учит чему-то своему, особенному.
Проведя тысячи занятий, я все равно боюсь. Перед каждой
новой встречей. Перед каждым новым ребенком. Перед каждым новым занятием. И
этот страх помогает мне не заржаветь. Чувствовать, сопереживать. Развивать и
развиваться самой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий