воскресенье, 4 августа 2013 г.

Об опыте работы



                       
 
Я помню свои первые занятия. Размыты лица, имена, диагнозы, симптомы, но до мельчайших подробностей помню ощущения. Страх, дрожь, даже какое-то отчаянье, с которым обычно бросаешься в холодную воду. Главное – начать, сказать первую фразу, улыбнуться, а там что-то будет, как-нибудь выплывем.
Чего боялась? Сложно сказать. Вроде бы знала, что делать. В первое время, смешно вспомнить, заучивала планы-конспекты: Я ему скажу это, а ребенок должен ответить то, а я спрошу вот это, а он догадается и ответит, как надо. Точно репетиция маленькой пьесы, написанной уверенной тетей, гуру логопедии. Самое интересное, когда составители методичек (сборников готовых занятий) наверняка знали, что ребенок зашипит на втором занятии, а на десятом у него появится звук Р. Когда познала всю глубину пропасти между практикой, реальностью и выхолощенной теорией, бросила аспирантуру.
         Первое время боялась маленьких монстров из логопедических кошмаров, которые  кричат, кусаются, дерутся, швыряют игрушки. А вдруг малыш вообще не захочет играть, заниматься, открывать рот, будет плакать, не отпустит маму? А родительские вопросы? Как ответить правильно, убедительно, не запинаясь и расставляя ударения в нужных местах? Среди этих страхов, предубеждений, заблуждений отыскивала ребенка, его проблемы, потребности. Привыкала к нему, пропускала через себя, привязывалась, и помогала. Шаг за шагом, звук за звуком, слово за словом. Маленькое волшебство каждый день. Потом поняла, труднее расставаться, чем начинать. Еще сложнее расставаться, если работа не закончена, жизнь диктует свои условия – переехали, неудобно возить, финансовые трудности, или же просто устали. Тогда появляются черные дыры в практике. Есть случай, ситуация, составлен план работы, проведена работа, а результата нет. Тогда остается надеяться, что вложенный труд примется, созреет, дорастет. Остается только надеяться.
         Опыт. С каждым случаем, с каждой встречей, с каждой неудачей, с каждой победой он растет. Он не измеряется годами работы, наградами, званиями, должностями, категориями. Он измеряется лицами, улыбками, эмоциями. Умение распознать, увидеть, предвидеть, прогнозировать, надеяться и верить. Верить в то, что в любой ситуации можно помочь, сделать лучше, стать лучше. Верить в человека, в его непостижимые возможности, ресурсы, потенциал.
         Это только на бумаге – дислалии, алалии, дизартрии. В жизни это чувства, переживания, потребности, взаимоотношения. Невозможно работать с диагнозами, симптомами, их никогда не исправить. Невозможно отделить речь от человека, невозможно отделить человека от других людей. Невозможно заставить, навязать, натренировать, научить без желания. Только не речь.
         Каждый человек, каждый ребенок – индивидуальность. Каждый берет от занятий только то, что надо ему в данный момент. Каждый учится по-своему. Каждый учит чему-то своему, особенному.
         Проведя тысячи занятий, я все равно боюсь. Перед каждой новой встречей. Перед каждым новым ребенком. Перед каждым новым занятием. И этот страх помогает мне не заржаветь. Чувствовать, сопереживать. Развивать и развиваться самой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЫТЬ ДОЧКОЙ...

Забираю дочку от мамы после выходных, приезжаем домой, а она уперлась вспотевшим виском мне в грудь, и плачет. Скучала. Чего по мне ск...