На первой встрече логопед
обычно задает много вопросов родителям. Прямо настоящий допрос с пристрастием.
И не из праздного любопытства. Не для того, чтобы погрозить пальчиком: «Как вы
докатились до такой жизни». Выяснить, в чем проблема, разобраться в ее причинах
для того, чтобы знать, как помочь. С помощью простых вопросов.
Как проходили беременность и роды? Когда идет закладка и формирование мозговых структур ребенка,
любые негативные факторы (заболевания, стрессы), влияющие на беременную
мамочку, а также неблагоприятное течение родов могут иметь последствия – органическое поражение (нарушение строения и
функционирования) клеток головного мозга, о котором непременно должны сказать
родителям врачи. Оно может быть в
дальнейшем полностью скомпенсировано, когда здоровые нервные клетки берут на
себя функции пораженных, тогда развитие ребенка идет своим ходом. Но может быть
причиной задержек и особенностей развития, ограничения возможностей ребенка,
требующих специальной коррекции.
Как малыш развивался на первом году жизни? Когда стал
держать головку? Когда сел, пошел? Нормы физического развития ребенка. Когда стал
гулить (произносить звуки)? Когда начал лепетать (повторять слоги ПА-ПА-ПА,
БА-БА-БА)? Когда сказал свои первые слова (папа, мама, баба, дай)? Подвиги
первого года жизни, имеющие первостепенное значение для речевого развития
малыша. Если они есть, тогда заложен фундамент для дальнейших успехов. Если
нет, если малыш не произносит звуки, слоги, слова к первому году – это
серьезный звоночек для логопеда и невропатолога.
Чем болел малыш? Дети болеют. Кто-то чаще, кто-то реже. Это нормальное становление
иммунитета. Но некоторые болезни не проходят бесследно для речи. Особенно
вредными являются хронические насморки (отечность носовой полости, увеличенные
аденоиды нарушают чувствительность и подвижность речевого аппарата), болезни
уха, снижающие слух, высокие температуры, воспитывающие тревожность и
гиперзаботливость у мам.
Играют ли родители с ребенком? Любит ли малыш, когда
ему читают? Есть ли для малыша правила и распорядок дня? Вопросы, которые говорят о том, хватает ли ребенку
стимулов из внешней среды для гармоничного развития.
Есть ли у кого-то из членов семьи речевые нарушения? Наследственный фактор. На работу особо не влияет. Но
это очевидная причина для родителей, виноват не ребенок.
Были ли раньше у логопеда? Если да, то почему не получилось? Долго работали, но
не было результата? Значит, все не так просто, сложный дефект, или нужен другой
подход. Не понравился специалист? Все возможно, люди все разные, но особая
переборчивость родителей и детей немного настораживает. Иногда люди отвлекаются
на обертку, забывая о сути.
Комментариев нет:
Отправить комментарий