
Прежде чем поддаваться
панике, нужно разобраться с тем, а что все-таки детям от взрослых надо. Любви,
внимания, заботы, это само собой. А кроме этого? Адекватность, эрудированность,
личностные качества (доброта,
порядочность) приветствуются. С речью дела обстоят сложнее.
Речевое развитие малыша
проходит несколько этапов, на каждом из
которых ребенок делает важнейшее
приобретение для того, чтобы двигаться дальше. Конечно, с помощью
родителей.
1.
Формирование образа слова. Когда малыш освоит речевые звуки (гуление) и слоги (лепет), его ждет первое важное
открытие – каждый предмет, явление вокруг имеют свое название. В речи малыша
появляются простые слова, и с каждым
днем их становится все больше. Что нужно делать родителям для того, чтобы это
произошло в свое время (от 1 года до 1,5 лет)? Четко называть предметы,
окружающие малыша, и постепенно требовать от ребенка повторения. Это машина. Ма-ши-на. Скажи: «Ма-ши-на».
На данном этапе главное, сформировать связь: предмет и его постоянное название.
Предмет и слово, а именно слоги, их
количество и ударение. Неточности
в звукопроизношении пока не имеют особого значения.
2.
Формирование фразы. Казалось бы, так просто, соединить два слова вместе, и получится
фраза (Ляля бух), которая со временем
обрастет новыми словами, окончаниями, предлогами и союзами. Но на самом деле это критический момент речевого развития, потому
что в это же время (1,5 года) малыш активно познает себя и окружающий мир в движении, с помощью движения. А это
настолько увлекательный процесс, что трудно остановиться и заняться чем-то
другим, например, совершенствованием своих речевых навыков. Поэтому вся задача родителей
в этот период – «победить ноги», ограничивать двигательную активность малыша и
приобщать к миру прекрасного и обязательно словесного. Понятно, что в этом
тяжелом бою родителям необходимы не речевая компетентность, грамотность,
идеальность, а скорее сила воли,
упорство и терпение.
3. Формирование
звукопроизношения. Если все идет по плану, вовремя слова, вовремя фразы, без задержек, то к 5
годам речевой аппарат ребенка полностью готов к тому, чтобы произносить все
звуки речи правильно. Годы тренировок, движение от простого к сложному,
упорство и смелость родителей дают о себе знать. Если не все так идеально, и в
этом возрасте у ребенка есть проблемы со звуками, тогда помочь может только
логопед, который грамотно поставит, исправит, закрепит, не смотря на то, есть
ли у родителей речевые дефекты или нет. Все равно, работать должен логопед.
Получается,
что качество речи родителей особо не влияет на речь малыша? К сожалению, нет.
Есть подводные камни, препятствующие гармонии речевого развития ребенка, за которые
волей-неволей ответственность несут родители.
Наследственный фактор. Все дети, чьи родители имели в детстве или имеют до
сих пор речевые дефекты, находятся в зоне риска. Речь является слабым звеном, которое ломается при неблагоприятных обстоятельствах (болезни, стрессы, тревоги,
неврозы). Поэтому такие дети должны находиться под присмотром специалистов. Регулярные консультации логопеда, психолога, невропатолога. Достаточный
сон, свежий воздух, спокойная обстановка дома. И никакой паники! Все можно
исправить, сделать лучше.
Маленькие копии. Быть похожими на своих родителей, щеголять в маминых
туфлях, хмурить брови, как папа, и, конечно же, речь. Мамины интонации, папины
выражения и скорость. Особенно скорость, чтобы успеть, догнать, быть услышанным
вечно спешащими родителями. Но если у
взрослых быстрая речь не вызывает сложностей,
то неокрепший оратор при словесной гонке может споткнуться, и спотыкаться не
раз. Поэтому надо придержать коней, следить за темпом своей речи во время
разговора со своей маленькой копией.
Чутье языка. В 3-4 года без знаний грамматических правил малыш начинает
интуитивно чувствовать родной язык, то есть улавливать ошибки в речи
окружающих, и своей собственной. Чутье языка выравнивает речь ребенка, откуда-то берутся
правильные окончания, согласованность между словами, интересные речевые
обороты. Но все чудеса происходят, только если малыша окружает правильный
образец, постоянный правильный образец, который впитывается вместе с родительской любовью,
мамиными пирожками, папиными объятиями. А если речь мамы отличается от папиной
речи? Такие разногласия могут стать препятствием для формирования более сложных
процессов, фонематических процессов
(восприятие речевых звуков на слух, деление слов на звуки, складывание слов из
звуков), что требует дополнительного внимания со стороны взрослых.
Все
мы неидеальны. Да нашим детям и не нужны идеальные родители. Им нужны родители,
которые отвечают за поступки, слова, за счастье своих детей и свое счастье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий