вторник, 20 августа 2013 г.

Речь и движение. Речь или движение.





Ходить на двух ногах, орудовать большим пальцем руки, говорить и думать – главные достижения человечества. Речь и движение, с помощью них человек преобразует окружающий мир, подчиняет своим интересам. И говорить, и двигаться малыш учится одновременно. Держать головку и произносить звуки, переворачиваться на живот, садиться и лепетать, а с первыми шагами появляются и первые слова. Когда малыш понимает истинную суть происходящего, что он не просто продолжение мамы, а личность, способная менять действительность, тогда он  пытается захватить власть, если не над всем миром, то хотя бы над квартирой, родителями, котами, собаками и тараканами. И здесь все средства хороши: крик, плач, хватание, бросание все подряд и заветные слова – дай, хочу, не хочу, буду, не буду.

Конечно, очень интересно легким движением руки превратить мамину любимую вазу в груду битого стекла, а папин телефон запустить в далекое плаванье по бескрайним просторам наполненной ванной ,и… посмотреть на реакцию взрослых. Наверняка, она будет просто фееричной. Если же попросить что-то словами, то не факт, что услышат, согласятся, дадут. Отсюда вывод – лучше действовать, чем болтать. Тем более, для того, чтобы заговорить, надо усердно потрудиться: пополнять словарный запас, соединять слова в предложения, доходчиво все объяснять непонятливым взрослым. А стукнешь маленьким кулачком по столу, топнешь ножкой, сразу всем понятно, кто в доме хозяин. Но, если малыш преображает окружающий мир с помощью движения, это учит родителей  переклеивать обои, чинить бытовую технику, быстро и незаметно стирать следы фломастеров с обивки бабушкиного дивана. Если же малыш влияет на действительность с помощью слов, развиваются его речь и мышление. Поэтому главная задача родителей маленьких Наполеончиков в возрасте от года до двух –  сделать более привлекательным средством самовыражения именно речь, а не движение. Это не просто, но возможно.
Речь должна быть эмоционально значимой. Мама и папа – вот самое главное в жизни малыша. Их улыбки, объятия, поцелуи просто жизненно необходимы. Если общение взрослых и ребенка наполнено эмоционально выразительной речью (шутки, речевые игры «ладушки», «гуси-гуси» и т.д.), если родители живо реагируют на речевые подвиги малыша (прислушиваются, ожидают, искренне радуются, повторяют за ним слоги, слова), тогда этих подвигов будет все больше и больше.
 Речь должна быть доступной для ребенка. Во-первых, четкая, правильная, по делу (с опорой на реальные предметы, картинки), простая (без сложных оборотов и абстракций) речь взрослых.  Во-вторых, умеренные требования к речи ребенка. Сначала звукоподражания (АМ-АМ, ГАВ-ГАВ, КУ-КУ, МУ-МУ), когда их произносит охотно и легко, тогда переходим к простым словам (МАМА, ПАПА, БАБА, ДЯДЯ, ЛЯЛЯ), когда таких слов больше десятка, тогда строим маленькие предложения (ЛЯЛЯ БУХ, ПАПА АМ), и так продолжаем и требуем, пока в институт не поступит.
В-третьих, во всех усилиях должен быть  смысл, желательно такой, чтобы его можно было увидеть, пощупать, понюхать, облизать. Сказано – сделано. Попросил – получил. Назвал – увидел, потрогал, поиграл.
Движение – это жизнь, движение – это здорово. Но, если будет только одно движение, то речь отодвинется на второй план. Она понадобится позже, когда соратники по детской площадке почему-то не поймут агуканий и тыканий пальцев в нужный предмет. Только тогда учиться говорить будет немножко сложнее. Ведь всему свое время.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЫТЬ ДОЧКОЙ...

Забираю дочку от мамы после выходных, приезжаем домой, а она уперлась вспотевшим виском мне в грудь, и плачет. Скучала. Чего по мне ск...