
Конечно, очень интересно
легким движением руки превратить мамину любимую вазу в груду битого стекла, а
папин телефон запустить в далекое плаванье по бескрайним просторам наполненной
ванной ,и… посмотреть на реакцию взрослых. Наверняка, она будет просто
фееричной. Если же попросить что-то словами, то не факт, что услышат,
согласятся, дадут. Отсюда вывод – лучше действовать, чем болтать. Тем более,
для того, чтобы заговорить, надо усердно потрудиться: пополнять словарный
запас, соединять слова в предложения, доходчиво все объяснять непонятливым
взрослым. А стукнешь маленьким кулачком по столу, топнешь ножкой, сразу всем
понятно, кто в доме хозяин. Но, если
малыш преображает окружающий мир с помощью движения, это учит родителей переклеивать обои, чинить бытовую технику,
быстро и незаметно стирать следы фломастеров с обивки бабушкиного дивана. Если же
малыш влияет на действительность с помощью слов, развиваются его речь и
мышление. Поэтому главная задача родителей маленьких Наполеончиков в
возрасте от года до двух – сделать более
привлекательным средством самовыражения именно речь, а не движение. Это не
просто, но возможно.
Речь должна быть эмоционально значимой. Мама и папа – вот самое главное в жизни малыша. Их
улыбки, объятия, поцелуи просто жизненно необходимы. Если общение взрослых и
ребенка наполнено эмоционально выразительной речью (шутки, речевые игры
«ладушки», «гуси-гуси» и т.д.), если родители живо реагируют на речевые подвиги
малыша (прислушиваются, ожидают, искренне радуются, повторяют за ним слоги,
слова), тогда этих подвигов будет все больше и больше.
Речь должна
быть доступной для ребенка. Во-первых,
четкая, правильная, по делу (с опорой на реальные предметы, картинки), простая
(без сложных оборотов и абстракций) речь взрослых. Во-вторых, умеренные требования к речи
ребенка. Сначала звукоподражания (АМ-АМ, ГАВ-ГАВ, КУ-КУ, МУ-МУ), когда их
произносит охотно и легко, тогда переходим к простым словам (МАМА, ПАПА, БАБА,
ДЯДЯ, ЛЯЛЯ), когда таких слов больше десятка, тогда строим маленькие
предложения (ЛЯЛЯ БУХ, ПАПА АМ), и так продолжаем и требуем, пока в институт не
поступит.
В-третьих, во всех усилиях
должен быть смысл, желательно такой,
чтобы его можно было увидеть, пощупать, понюхать, облизать. Сказано – сделано.
Попросил – получил. Назвал – увидел, потрогал, поиграл.
Движение – это жизнь,
движение – это здорово. Но, если будет только одно движение, то речь
отодвинется на второй план. Она понадобится позже, когда соратники по детской
площадке почему-то не поймут агуканий и тыканий пальцев в нужный предмет.
Только тогда учиться говорить будет немножко сложнее. Ведь всему свое время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий