четверг, 15 августа 2013 г.

Первые слова. как мы учились говорить.




Мама-логопед – это страшно! Чьими чаями чаевничаем и за что зашторить штору  (comedy club, семья логопедов) –  все правда. Мама-логопед в декрете – еще страшнее! Неуемная фантазия, энергия, желание показать, научить, проверить, закрепить – все приходилось выдерживать моей дочке. Жесткий контроль за речевым развитием. Улыбнулась, стала агукать, залепетала. А к году слова. Первое, конечно же, ПАПА, потом еле выпросила МАМУ, БАБУ, ДАЙ. И все. НА все остальное мы говорили НЯНЯ. А как же речевые нормы – в год 10 слов минимум? И тут включился логопедический террор. Не волнуйтесь, все остались целыми и невредимыми. А некоторые методы даже рекомендую.

Законные педагогические методы.  На них построена вся дошкольная педагогика. Эти методы учитывают особенности малышовой психики.

  •     Наглядность. Сначала увидеть, пощупать, понюхать, облизать, а потом назвать. Большие четкие картинки (изображен только один предмет), предметы, игрушки. Яркие цвета, четкие границы. Если малыш заинтересовался каким-то предметом, четко называем его, так, чтобы малыш обращал внимание на мимику взрослого и артикуляцию звуков.

  •   От простого к сложному. Просим проговорить малыша сначала простые слова, состоящие из двух одинаковых слогов: ПАПА, МАМА, БАБА, ЛЯЛЯ, ДЯДЯ, ВАВА, и звукоподражания: МУ-МУ, ГА-ГА-ГА, КО-КО-КО, АВ-АВ, БИ-БИ. Потом слова из двух разных слогов: ВО-ДА, МУ-ХА, ЗУ-БЫ. Потом добавляем слоги в слова, параллельно соединяем простые слова в фразы: ПАПА АМ, МАМА ДАЙ, ЛЯЛЯ БУХ.
  •    Упражнения и тренировка. Повторение – мать учения. Сто раз на день. Как делает уточка? Правильно, КРЯ-КРЯ. Гуси-гуси, ГА-ГА-ГА. У каждого свои любимые способы самоистязания.

Незаконные родительские приемы.

  •    Выклянчивание, выпрашивание, вымагание. Скажи: МАМА. Скажи: МА-МА. И так, пока не скажет. Скажи: ДАЙ. Ну, скажи: ДАЙ, тогда получишь. Пользуемся моментом, пока ребенок не может убежать или послать, куда подальше.

  •   Ожидание. Нам, родителям, всегда мало. Все время чего-то хотим. Чтобы пошел сам, чтобы сказал первое слово, чтобы заговорил, чтобы заговорил понятно, чтобы в детском саду не плакал, чтобы в школе учился хорошо, чтобы… И не зря, потому что малыш совершает подвиги только тогда, когда от него их ждут. Главное, чтобы наши ожидания вырастили крылья у детей, а не подвязали к ногам неподъемные гири.

  •    Вездесущность. И никуда от нее не денешься, не спрячешься. И на улице, и дома, и в ванной, и в кровати – везде она со своими словами. Придется сказать, повторить, а то не оставит в покое.

Но! Если малыш сильно сопротивляется, отворачивается, закрывает уши, не реагирует на просьбы, не понимает, чего от него хотят, если есть особенности физического развития, неврологические проблемы, тогда необходимо проконсультироваться с логопедом, чтобы не требовать от ребенка больше, чем он может.
И самое главное – это любовь. Любовь всегда, в любой ситуации, при любых результатах. Она, в любом случае, нужнее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЫТЬ ДОЧКОЙ...

Забираю дочку от мамы после выходных, приезжаем домой, а она уперлась вспотевшим виском мне в грудь, и плачет. Скучала. Чего по мне ск...