
Сашенька, почему ты к Юлии Ивановне на "Ты"?! Это твоя учительница, нельзя так! Да потому что Сашенька пришел к Юлии Ивановне еще неговоряшкой. И ползала Юлия Ивановна рядом с ним на ковре, катая машинки часами, играя в войнушки, бросаясь мячиками, чтобы добиться звуков, слов. А тут стала тетей-учительницей! С чего вдруг?
Отношения. В индивидуальной работе они решают все. Когда будет результат. Что каждый возьмет для себя из вынужденного регулярного общения. Отношения выстраиваются спонтанно, с первого взгляда, с первого взаимодействия. Они могут меняться в течении работы, но суть у них, цель у них одна - взаимодоверие. Потом что речь, новые звуки, новые речевые формы, их невозможно надеть на ребенка сверху, как красивое платье или галстук. Это внутренний конфликт между тем, что было, и как надо. Это маленькая война между старыми привычками и новыми приобретениями. И ребенку, чтобы победить в этой войне, иногда нужен друг и соратник, иногда мудрый, всезнающий, авторитетный взрослый, а иногда просто мамина юбка с запахом топленого молока.
Мамины объятия. Мама ждет за дверью, а ее аромат еще с нами в кабинете. Только оторвали малыша от маминых объятий, но ее тепло еще с нами. А еще ее интонация в моем голосе, скорость ее движений в моих. Я, как ее зеркальное отражение. Я - продолжение ее рук, ее нежности. Тогда сработает. Потому что, по сути, только она сейчас в авторитете у ребенка. Конечно, можно было оставить маму в кабинете, но так тяжелее, в ворохе маминых эмоций, добраться до самого ребенка, начать что-то менять, ломать стереотипы взаимоотношений малыша с окружающим миром, стереотипы, которые уже не работают. Поэтому маму за дверь, а я вместо мамы, как мама, а мама потом дома, как я.
Такие отношения, основанные на эмоционально-чувственном восприятии, эффективны с ребенком младше трех лет. Когда центром его вселенной является мама. Становимся на занятии таким центром, чтобы не выпадать из фокуса.
Тетя Логопед. Вопросно-ответная форма общения, директивы, указания, похвала, и, с барского плеча, легкая улыбка и чуть-чуть поиграли. Педагогическая классика. Идеально-удобная форма работы. Книжки, пособия, заготовленные вопросы, вышколеные ответы. Сидишь перед зеркалом, не надо догонять, уворачиваться, ползать на четвереньках, изображая сонного бегемота. Можно позволить себе юбку-карандаш и шпильки на ногах. Но далеко не все дети будут послушно сидеть рядом.
Деловые отношения, с именами-отчествами, с правилами и границами, сработают "на Ура" с детьми, посещающими детский сад или школу. С детьми, которые привыкли к педагогическим кнуту и прянику.
Люля Ивановна. Рядом. Быть рядом. В игре, в речевой муштре. Тебе трудно? Не интересно? Ты знаешь, скажу по секрету, мне тоже. Но надо. Давай вместе немножко постараемся, потерпим, а потом отправимся на настоящую
охоту за сокровищами. Главное, искренне. Быть готовой к любым вопросам,типа "А почему у тебя усики над губой?" к любым диалогам, к любым откровениям. Отвечать, реагировать, слушать, чтобы быть услышанной. Вместе открывать новые возможности, радоваться удачам, справляться с плохим настроением, с неудобными чувствами. Находить границы общения, такие зыбкие. Учиться быть собой, при этом оставаться рядом с другим "собой". Сложно, с перегибами иногда, но как-то по-настоящему. Пропускать через себя, впускать в себя, чтобы покопошившись немножко, ребенок нашел то, что ему надо. То, что ему, может, не хватало - тепло, принятие и безусловную любовь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий