
Правильное
звукопроизношение требует достаточной чувствительности и подвижности мышц
артикуляционного аппарата, высокого уровня развития слуховых процессов, четкой
координации работы разных отделов центральной нервной системы. Поэтому звуки не
появляются все и сразу. На полноценное овладение звукопроизношением уходит
несколько лет. Сначала малыш гулит гласными звуками, лепечет звуками Б, П, Т,
Д, складывает слова МАМА, ПАПА, БАБА, ДАЙ, подражает животным: ГА-ГА-ГА,
КО-КО-КО, МУ-МУ, НЯВ-НЯВ. Позже появляются свистящие (С, З, Ц), шипящие звуки
(Ш, Ж, Ч, Щ). И к 5-6 годам (бывает, и раньше) ребенок готов произнести самые
сложные звуки Р и Л. На определенных этапах речевого развития звук может никак не произноситься – просто отсутствовать.
Но,
чаще всего происходит искажение звука,
когда звук вроде бы есть и на своем месте, только не совсем такой, как надо.
Губы не до конца смыкаются, вялое небо, язык выглядывает между зубов, не хочет
подниматься или, наоборот, опускаться, не дрожит в нужном месте, воздух уходит
в щеки, – и начинаем тогда шепелявить, гнусавить, сюсюкать и картавить.
Так как многие звуки похожи (С-З, С-Ш И т.д.),
порой очень трудно различать их на слух
между собой. Тогда случаются замены – вместо
нужного звука в слове появляется похожий на него.
Все это поправимо. Со временем речевые трудности
преодолеваются. Но гораздо быстрее и
удачнее встанут все звуки на места в процессе коррекционной логопедической
работы. Это, в первую очередь, артикуляционная гимнастика –
упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, постановка звука, когда языку и другим
органам артикуляции предается форма,
положение, уклад, необходимые для полноценного произнесения звука. Потом
поставленный звук нужно обязательно автоматизировать, то есть, как можно чаще проговаривать
звук в слогах, словах, предложениях, чтобы привыкнуть к нему и пользоваться
новым речевым навыком в повседневной речи без всяких усилий. Если звуки
путаются между собой, необходима дифференциация, различение, сравнение
смешиваемых звуков.
Несмотря на то, что звуками мы пользуемся
постоянно, очень часто мы заблуждаемся на их счет.
Ребенок не
выговаривает буквы. Такую фразу можно услышать от многих родителей. Но
поверьте, выговаривать буквы сложно не только детям, но и взрослым, потому что
буквы не выговариваются, а пишутся. Буква – это графическое изображение звука. Буквы
можно писать, называть, прочитывать, но проговариваем и выговариваем мы только
звуки! Отсюда еще одно распостраненное заблуждение – ребенок не говорит звук Р, например, в слове РЕКА. На самом деле мы
говорим сейчас о двух разных звуках: твердом звуке Р и мягком звуке Рь.
Несмотря на то, что эти звуки обозначаются одной буквой и очень похожи на слух,
при их артикуляции, произнесении язык принимает разные уклады – спинка языка
отодвинута назад или же приподнята к небу. Поэтому работать с этими звуками
нужно, как с двумя отдельными звуками.
Если не
научиться в детстве выговаривать все звуки, то придется разговаривать с
речевыми дефектами всю жизнь. Еще одно заблуждение. Если взрослый человек может
спокойно овладеть иностранным языком, научиться нырять с аквалангом, освоить
йогу и дзен буддизм, то что ему может помешать научиться правильно говорить на
родном языке? Только недостаток мотивации и желания.
Звуки. Мы проговариваем их каждый день,
практически каждую минуту. Привычно, автоматично, особо не задумываясь. Ценить
умение правильно говорить мы начинаем только тогда, когда что-то не получается.
Но, работая над собой с помощью специалистов, мы снова и снова убеждаемся в том,
что все в наших руках, и чудеса и обретения случаются на каждом шагу, но только
в процессе упорного труда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий