
Речевое развитие происходит поэтапно. Звук за звуком, слово
за словом, преодолевая препятствия, экспериментируя, делая открытия, на грани
своих возможностей, радуя маму с папой, малыш осваивает родную речь. На каждом этапе ребенок открывает для себя
что-то новое, обретает новые знания, умения, навыки. Только опираясь на свой
опыт, малыш может идти дальше. Научился повторять звуки, слоги, можно сказать и
первые слова, знает много слов, пора их соединять в предложения. У каждого
этапа есть свои возрастные рамки, чтобы все успеть, и есть свои достижения, без
которых следующий этап не наступит или будет неполноценным.
Как же узнать, что получается и не получается у ребенка, на
каком этапе, уровне развития он находится, чего хватает и, самое главное, чего
не хватает для гармонии развития, и куда двигаться дальше? Здесь и пригодятся
НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, главное, правильно к ним относиться.
Гуление и лепет. Речь развивается, начиная
с самого рождения, задолго до первых
слов. Первая улыбка, первые контакты с мамой, и вот уже хочется общаться, но
пока получается только плакать и агукать. При активной поддержке со стороны
взрослых звуков становится все больше, они складываются в слоги, малыш начинает
лепетать (ПА-ПА-ПА, БА-БА-БА и т.д.).
Когда? Первое
полугодие жизни (3-6 месяцев)
Что это значит? Да, подвиги, конечно, невелики, всего лишь звуки и слоги, но значение их
для развития речи и психики колоссальное. Во-первых, это первые уроки
продуктивного общения, малыш учится подражать взрослым, получая от этого
удовольствие. Во-вторых, активно начинают работать слуховой анализатор – ребенок
слушает, слышит, прислушивается, и
моторная зона речевого анализатора – путем экспериментов с дыханием,
голосообразованием, артикуляционным аппаратом (губы, зубы, язык) рождаются речевые
звуки, которые потом охотно повторяются.
Что делать, если не так? Ребенок молчит,
не реагирует на обращенную к нему речь, не пытается повторять, нет комплекса
оживления (улыбок, звуков, движения ручек при появлении любимой мамочки) – это
серьезный повод проконсультироваться с врачами – невропатологом,
психоневрологом, педиатром, для исключения патологий со стороны центральной
нервной системы и адекватной своевременной помощи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий