понедельник, 4 ноября 2013 г.

Нормы речевого развития. Первый год.




Что и в каком возрасте должен делать ребенок? Нормы, критерии, показатели. Кого-то они радуют, вызывают азарт и гордость за своего ребенка – все получается, даже лучше и раньше, чем надо. Кого-то огорчают, раздражают, заставляют переживать и волноваться – не справляется, не выполняет, задерживается. А кому-то все равно –  ребенок такой, какой есть, и пусть весь мир подождет. Тестировать, диагностировать, проверять. Для чего это надо? Для защиты диссертаций, социологических исследований и другой бюрократии? Для того, чтобы пугать, взывать к совести, манипулировать родителями? Или для того, чтобы понять, что происходит с малышом и вовремя помочь, если что-то не так? В любом случае, разобраться с этим стоит.

         Речевое развитие происходит поэтапно. Звук за звуком, слово за словом, преодолевая препятствия, экспериментируя, делая открытия, на грани своих возможностей, радуя маму с папой, малыш осваивает родную речь.  На каждом этапе ребенок открывает для себя что-то новое, обретает новые знания, умения, навыки. Только опираясь на свой опыт, малыш может идти дальше. Научился повторять звуки, слоги, можно сказать и первые слова, знает много слов, пора их соединять в предложения. У каждого этапа есть свои возрастные рамки, чтобы все успеть, и есть свои достижения, без которых следующий этап не наступит или будет неполноценным.
         Как же узнать, что получается и не получается у ребенка, на каком этапе, уровне развития он находится, чего хватает и, самое главное, чего не хватает для гармонии развития, и куда двигаться дальше? Здесь и пригодятся НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, главное, правильно к ним относиться.

Гуление и лепет. Речь развивается, начиная с самого рождения, задолго до первых слов. Первая улыбка, первые контакты с мамой, и вот уже хочется общаться, но пока получается только плакать и агукать. При активной поддержке со стороны взрослых звуков становится все больше, они складываются в слоги, малыш начинает лепетать (ПА-ПА-ПА, БА-БА-БА и т.д.).
Когда? Первое полугодие жизни (3-6 месяцев)
Что это значит? Да, подвиги, конечно, невелики, всего лишь звуки и слоги, но значение их для развития речи и психики колоссальное. Во-первых, это первые уроки продуктивного общения, малыш учится подражать взрослым, получая от этого удовольствие. Во-вторых, активно начинают работать слуховой анализатор – ребенок слушает, слышит, прислушивается,  и моторная зона речевого анализатора – путем экспериментов с дыханием, голосообразованием, артикуляционным аппаратом (губы, зубы, язык) рождаются речевые звуки, которые потом охотно повторяются.
Что делать, если не так?  Ребенок молчит, не реагирует на обращенную к нему речь, не пытается повторять, нет комплекса оживления (улыбок, звуков, движения ручек при появлении любимой мамочки) – это серьезный повод проконсультироваться с врачами – невропатологом, психоневрологом, педиатром, для исключения патологий со стороны центральной нервной системы и адекватной своевременной помощи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЫТЬ ДОЧКОЙ...

Забираю дочку от мамы после выходных, приезжаем домой, а она уперлась вспотевшим виском мне в грудь, и плачет. Скучала. Чего по мне ск...