Для чего нужны артикуляционная гимнастика, упражнения, постановки? Чтобы звук получился. Звук, которого еще не было, или который был до этого искаженным, неправильным. Портит он всю картину. Смышленое дитя или не дитя уже давно, а речь неполноценная, не по возрасту. Шепелявит, картавит, или просто заменяет один звук на другой. Забавно, смешно, а иногда и вовсе непонятно. Тогда надо работать. Почувствовать себя, научиться управлять собой, понять природу звука, привыкнуть к новому. Звучит эпично так. На самом деле упражнения, упражнения, упражнения, и тут БАЦ, получилось!
Вот он, родименький! Как всю жизнь говорил его! Иногда этот сладостный момент рождения звука выглядит, как настоящее волшебство, не от нас зависящее. Просто звезды так сошлись. Кропотливая многочасовая работа, расширение возможностей, границ, ломка стереотипов, старых привычек, ради маленькой вспышки, озарения, инсайта. Язык в нужном месте, в нужной позе, с нужной подачей воздушной струи, и звук, красивый, правильный, полноценный. Его уже ни с чем не перепутать. И постепенно он становится неотъемлемой частью общего речевого портрета.
У каждого звука есть свои значимые особенности, характеристики - то, что отличает звук С от звука Ш, звук Л от звука Р, например. Ведь очень трудно их перепутать. Это способ образования, место образования и работа голосовых связок.
Способ образования. Как именно получается звук? Щель, взрыв, или взрыв-щель.
Щель между языком и небом (Ш-ш-ш, Ж-ж-ж, Щ-щ-щ, Х-х-х, Й-й-й), между языком и зубами (С-с-с, З-з-з), между зубами и губами (Ф-ф-ф, В-в-в), между боковыми краями языка и зубами (Л-л-л) Щелевые звуки можно потянуть, произносить долго, пока хватает выдоха.
Взрыв - это когда выход для воздуха полностью перекрывается, и воздух разрывает эту смычку. Губы (П, Б), язык и небо (Д, Т), корень языка и гортань (К, Г). Это "короткие", резкие звуки.
Сначала взрыв, потом щель (Ч, Ц)
Самый интересный звук, классика жанра - звук Р, получается с помощью вибрации кончика языка.
Место образования звука. Где именно образуется звук?
Губные звуки, конечно в губах (П, Б, М)
Губно-зубные звуки (Ф, В)
Переднеязычные звуки образуются кончиком языка и зубами (Т, Д, С, З, Л, Н, Ц), кончиком языка и небом (Ш, Ж,Ч, Р)
Среднеязычный звук Й получается с помощью средней части языка
Заднеязычные звуки - корень языка и небо (К, Г)
Носовые звуки, когда воздух при опускании мягкого неба идет через носовую полость (М, Н)
Работа голосовых связок. Они или смыкаются, создавая звонкие звуки (Б, В, З, Ж, Г, Д), или остаются разомкнутыми и не колеблются при выходе воздушной струи (П, Ф, С, Ш, Х, К, Т).
Есть звуки, которые создаются только голосом, без шума, так называемые соноры (Л, Р, Й, Н, М)
А еще речевые звуки различают по степени поднятия спинки языка. Звучит страшно, но на самом деле это просто твердые звуки (Б, П, Д, Т и т.д), когда спинка языка опущена вниз, и мягкие звуки (Бь, Пь, ТЬ и т.д), здесь спинка языка чуть приподнимается в ротовой полости.
Зачем? Зачем все это знать? Чтобы понимать, насколько важна и трудна работа логопеда))). Насколько тонкая, практически ювелирная работа - постановка звука. Одно неловкое движение, даже микродвижение - и звук "сломался", или получился совсем другой звук.
Сомкнулись голосовые связки, пошел звук З, не сомкнулись - тогда вместо коЗы может получиться коСа, вместо Зайки - Сайка.
Другой вопрос - как объяснить детям всю эту "высшую математику"? Турбулентный поток воздуха в голосовом тракте. ЧТО?!!!Выливается водичка из-под заборчика. А, понятно! С-С-С
Ассоциации, игры, подражания, до того самого щелчка, до момента, когда сходятся все пазы, шестеренки, и звук получается, удобный, симпатичный, в первую очередь, самому ребенку. Звук, которым он будет играться, хвастаться бабушкам, дедушкам, вставлять его куда надо и не надо. Вот оно, волшебство! Поэтому мы, логопеды, не верим в чудеса. Мы их видим каждый день. Мы являемся соучастниками.
Вот он, родименький! Как всю жизнь говорил его! Иногда этот сладостный момент рождения звука выглядит, как настоящее волшебство, не от нас зависящее. Просто звезды так сошлись. Кропотливая многочасовая работа, расширение возможностей, границ, ломка стереотипов, старых привычек, ради маленькой вспышки, озарения, инсайта. Язык в нужном месте, в нужной позе, с нужной подачей воздушной струи, и звук, красивый, правильный, полноценный. Его уже ни с чем не перепутать. И постепенно он становится неотъемлемой частью общего речевого портрета.
У каждого звука есть свои значимые особенности, характеристики - то, что отличает звук С от звука Ш, звук Л от звука Р, например. Ведь очень трудно их перепутать. Это способ образования, место образования и работа голосовых связок.
Способ образования. Как именно получается звук? Щель, взрыв, или взрыв-щель.
Щель между языком и небом (Ш-ш-ш, Ж-ж-ж, Щ-щ-щ, Х-х-х, Й-й-й), между языком и зубами (С-с-с, З-з-з), между зубами и губами (Ф-ф-ф, В-в-в), между боковыми краями языка и зубами (Л-л-л) Щелевые звуки можно потянуть, произносить долго, пока хватает выдоха.
Взрыв - это когда выход для воздуха полностью перекрывается, и воздух разрывает эту смычку. Губы (П, Б), язык и небо (Д, Т), корень языка и гортань (К, Г). Это "короткие", резкие звуки.
Сначала взрыв, потом щель (Ч, Ц)
Самый интересный звук, классика жанра - звук Р, получается с помощью вибрации кончика языка.
Место образования звука. Где именно образуется звук?
Губные звуки, конечно в губах (П, Б, М)
Губно-зубные звуки (Ф, В)
Переднеязычные звуки образуются кончиком языка и зубами (Т, Д, С, З, Л, Н, Ц), кончиком языка и небом (Ш, Ж,Ч, Р)
Среднеязычный звук Й получается с помощью средней части языка
Заднеязычные звуки - корень языка и небо (К, Г)
Носовые звуки, когда воздух при опускании мягкого неба идет через носовую полость (М, Н)
Работа голосовых связок. Они или смыкаются, создавая звонкие звуки (Б, В, З, Ж, Г, Д), или остаются разомкнутыми и не колеблются при выходе воздушной струи (П, Ф, С, Ш, Х, К, Т).
Есть звуки, которые создаются только голосом, без шума, так называемые соноры (Л, Р, Й, Н, М)
А еще речевые звуки различают по степени поднятия спинки языка. Звучит страшно, но на самом деле это просто твердые звуки (Б, П, Д, Т и т.д), когда спинка языка опущена вниз, и мягкие звуки (Бь, Пь, ТЬ и т.д), здесь спинка языка чуть приподнимается в ротовой полости.
Зачем? Зачем все это знать? Чтобы понимать, насколько важна и трудна работа логопеда))). Насколько тонкая, практически ювелирная работа - постановка звука. Одно неловкое движение, даже микродвижение - и звук "сломался", или получился совсем другой звук.
Сомкнулись голосовые связки, пошел звук З, не сомкнулись - тогда вместо коЗы может получиться коСа, вместо Зайки - Сайка.
Другой вопрос - как объяснить детям всю эту "высшую математику"? Турбулентный поток воздуха в голосовом тракте. ЧТО?!!!Выливается водичка из-под заборчика. А, понятно! С-С-С
Ассоциации, игры, подражания, до того самого щелчка, до момента, когда сходятся все пазы, шестеренки, и звук получается, удобный, симпатичный, в первую очередь, самому ребенку. Звук, которым он будет играться, хвастаться бабушкам, дедушкам, вставлять его куда надо и не надо. Вот оно, волшебство! Поэтому мы, логопеды, не верим в чудеса. Мы их видим каждый день. Мы являемся соучастниками.
Комментариев нет:
Отправить комментарий