среда, 18 января 2017 г.

Детские эмоции. Идем дорогой трудной...

Речевые нарушения. Поломка звука. Есть причина и следствие. Все это выясняется в течение первых занятий. На третье занятие уже точно знаешь, как исправить. Над какими мышцами поработать. Как поставить звук. Какой речевой материал использовать, сколько времени потратить, чтобы звук вошел в повседневную речь. Но, это голая теория. Это все прописано в учебниках, пособиях, книгах типа "Логопедия для чайников". Все было бы так, если бы мы работали с роботами. Кнопочки нажал, ввел код, перепрограммировал - и порядок. Но, к сожалению или к огромному счастью, мы работаем с людьми, с детьми. С настоящим, неповторимым, непредсказуемым, удивительным скоплением эмоций, чувств, надежд, ожиданий, переживаний, настроений, гормонов и иллюзий. Поэтому каждое занятие, каждый день, как праздник. Никогда не знаешь, несмотря на многолетний опыт, как пойдет, сколько времени займет, что сработает наверняка. Каждый раз подбираешь ключики к замочку, чтобы войти в круг доверия, чтобы достучаться до сердечка, что эмоционально взаимодействовать. По-другому не выйдет.

Детские эмоции. Какие бывают, что с ними делать, это вопросы к психологам. Но всем надо знать одно: где есть ребенок, там и его эмоции, мы никуда от них не денемся. Работая с ребенком, мы работаем с его эмоциями. И чтобы работа была продуктивной, учимся с ними справляться.
Учимся понимать. Эмоции бывают разные.  По модальности (удивление, гнев, радость), по силе (эмоции, чувства, аффекты), по влиянию на организм(усиливающие активность или подавляющие ее). А еще более сильные эмоции могут подавлять эмоции послабее. Если малыш расстроен, или чем-то обеспокоен (заберет ли его мама с занятия, купит ли она игрушку, как обещала), то все упражнения будут ему не так интересны. Очень часто ребенку трудно осознавать свое эмоциональное состояние. Просто почему-то грустно, хочется плакать. Еще труднее  контролировать свои эмоции, особенно если дома придерживаются позиций "свободного воспитания", то есть свободы от воспитания - нет правил, требований, ограничений, и вообще никаких границ.
В идеале, для продуктивной работы на занятиях нам нужны познавательные эмоции: удивление, недоумение, стремление что-то понять, радость открытия. Но часто до этих эмоций в чистом виде приходится долго копать. "Ты сегодня грустный. За мамой скучаешь? Но ничего, мы немножко позанимаемся, поиграем ,а потом она придет!" - это если можно напрямую. "Посмотри на нашего слоника, он какой-то грустный! Может, у него что-то случилось? Как ты думаешь, что?" В конце обязательно хеппи енд: хорошо позанимаемся и будет нам счастье!
Учимся переключать. Наше спасение! Какой бы ни пришел к нам ребенок, он - ребенок! Он создан для того, чтобы удивляться, радоваться открытиям, любопытничать, пробовать, расти. Это его естественное состояние. Удивить. Чем-то непривычным, необычным, новым. Игрушкой, игрой, неожиданным поворотом событий - "А мы сегодня будем заниматься не за столом, а под ним!" Все, малыш ваш! Только не обманите!
Учимся доверять. Эмоции не только у детей бывают. И они об этом знают. Только сами не умеют притворяться, и не понимают, почему взрослые пытаются это делать. Читают они нас, все наши чувства, эмоции за высокопарными словами, наставлениями, "правильными" поступками. Снисходительно терпят чуть-чуть театр одного актера, а потом пробивают на настоящее - злость, раздражение, неуверенность, растерянность. Потому что не нужны им идеальные взрослые. Им "человеки" нужны, с разными чувствами, разными эмоциями. Дело не в том, что мы чувствуем, дело в том, как мы с этим справляемся. Умеем прощать, умеем отпускать, умеем нести ответственность и доверять. "Ты знаешь, я тоже не хочу артикуляционную гимнастику выполнять. Приготовила тебе новую игру, хочется уже играть. Но не могу пока. Пока  упражнения не доделаем.  Давай вместе постараемся"








Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЫТЬ ДОЧКОЙ...

Забираю дочку от мамы после выходных, приезжаем домой, а она уперлась вспотевшим виском мне в грудь, и плачет. Скучала. Чего по мне ск...