вторник, 10 января 2017 г.

Если не получается.

Подними язык наверх, к носику. А он лежит на нижней губе и не шевелится. Сделай язык узким, как иголочка. Сворачивается, в лучшем случае, в трубочку, но, все равно, остается плоским. В артикуляционной гимнастике есть упражнения, которые являются диагностическими. То есть своеобразными маркерами физиологического состояния мышц языка. Язык есть, мышцы есть, но функционировать, выполнять свою работу в полную меру они не могут. Ну не может ребенок поднять кончик языка наверх. Не потому, что ленится, упрямится или не понял, как. Чисто физически не может. Не работают мышцы в нужном месте. Не справится он без дополнительной помощи. Почему? А здесь глубоко. Нарушена иннервация - обеспечение мышц языка импульсами из центральных отделов речевого аппарата. Такое нарушение называется дизартрией. Разные формы, разные степени выраженности, разные места поражения. Но смысл один. Малышу трудно справиться одному. Родительскими требованиями, уговорами, убеждениями: "Скажи правильно!" ситуацию не исправить. Нужны мероприятия посерьезнее. 

Логопедический массаж. Только специалистом, только правильно организованный, только систематически, а не время от времени, раз или два. В каких случаях?
  • Если язык вялый, мышцы речевого аппарата слишком расслаблены, обычно вечно приоткрытый рот, характерно обильное слюноотделение.
  •  Спастичный язык, мышцы напряжены, ребенок не может расслабить язык, сделать его широким, плоским. 
  • Выраженая ассиметрия языка. Ребенок не может удержать высунутый язык посредине, он заваливается в какую-нибудь сторону (обычно с этой стороны наблюдается спастичность, парез - ограниченность подвижности мышцы.  
 Цель массажа - расслабить там, где напряжено, стимулировать, активизировать вялые мышцы, сделать так, чтобы малыш мог хорошо чувствовать свой речевой аппарат и управлять им. Главное, не возлагать все надежды только на массаж, потому что это пассивные воздействия на мышцы, а "танцевать" язык во рту должен  сам.
 Артикуляционная гимнастика. Целенаправленные, регулярно выполняемые упражнения. Со своими маленькими хитростями. Хватаемся за ниточку. Любыми способами. Не может поднять язык к носу, пробуем поднять язык в полости рта, к небу. Если получилось, пробуем к верхним зубам, рот при этом хорошо открыт. Потом к верхней губе. Маленькими шагами к цели. А еще помогают рефлексы. Если быстро поводить языком из стороны в сторону по верхним зубам, только очень быстро, то язык собирается в "иголочку", делается узким. Высовывать язык из полости рта, "толкать" языком ложки, карандаши, делать все возможное, что маленький силач стал управляемым.
Есть ограничения, есть симптомы, есть диагнозы. Они нужны только для того, чтобы не требовать от ребенка больше, чем он действительно может. Чтобы помочь ему всеми доступными средствами и способами. Чтобы знать, чего ждать. Но  ждать непременно. Ждать и удивляться результатам. Потому что они обязательно удивят.








Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЫТЬ ДОЧКОЙ...

Забираю дочку от мамы после выходных, приезжаем домой, а она уперлась вспотевшим виском мне в грудь, и плачет. Скучала. Чего по мне ск...