вторник, 25 октября 2016 г.

Дефицит родительства


В принципе, о такой профессии, как логопед, мало кто должен знать. Малыш рождается, растет, появляются звуки, короткие слова, маленькие фразы, а дальше его просто не остановить. Говорит постоянно, умничает, бросается неудобными вопросами, фразами, на которые не знаешь иногда, как реагировать: "Да помолчи хоть пять минут!"Постепенно формируются правильные звуки, и со временем только по старым видеозаписям можно вспомнить его смешную шепелявость. Так в идеале. А в реальности  деток, нуждающихся в помощи логопеда, становится все больше и больше. Плохая экология, беременность с сохранениями, двоюродный дядя молчал до пяти лет, всякие ММД, СДВГ, да, радостного мало. Но. На эти факторы уже не повлиять, не изменить. А что же в наших силах? Может, мы, родители, что-то делаем не так? Почему не говорит? Почему не говорит, как нам надо? Чего ему не хватает?


Дефицит взаимодействия. Любим. Любим до чертиков. Долгожданный, такой желанный, выстраданный, вымоленный! Коляски, кроватки, памперсы, игрушки, книжки. Только самое полезное, экологически чистое, не тестируемое на бедных животных. Кубики, карточки, плаванье с пеленок, лучшие врачи, лучшие специалисты. Умеем развлекаться. Работаем, ищем, выбираем, приобретаем, возим, водим - заботимся, в общем. Действуем, активно действуем, с утра до ночи, сквозим где-то рядом, вокруг, недалеко. Мама с папой - это вселенная для малыша. Это среда. Та самая, которая мотивирует, стимулирует процессы роста и развития. Единственное, что действительно необходимо для ребенка в первые годы жизни - это взрослый. Взрослый, который кормит, одевает, играет, носит на руках, читает книжки, радуется, сердится, подталкивает, предлагает, меняет действительность, создает границы. Взрослый, которого хочется обнимать, встречать улыбкой и смехом. Взрослый, за которым хочется тянуться, идти, бежать. Взрослый, которому хочется ПОДРАЖАТЬ. Действуйте так, чтобы за вами хотелось повторять.
Дефицит взаиморечи. У неговорящих деток самые говорящие мамы. Комментируют, рассказывают, называют, пытаются интуитивно компенсировать. Но, говорить можно по-разному. Можно включить радио, телевизор. Можно говорить, создавая фон, речевой шум.
А можно говорить мало, но по делу. Глаза в глаза. Говорить не просто так, а с определенной целью. С целью, значимой для ребенка. Ты будешь кашу или суп?  Каждое слово, каждая фраза должна вызывать реакцию. Слово - стимул. Слово - действие. Слово- эмоция. Говорите так, чтобы вам хотелось ответить.
Дефицит взаимочувств. Пусть делает, что хочет, только чтоб не плакал. А что плохого в плаче, кроме того, что мы, взрослые, иногда не можем на это зрело реагировать? Ребенок имеет полное право испытывать разные эмоции - это естественный процесс формирования эмоциональной сферы. Обида, злость, огорчение, раздражительность. Это нормальная защитная реакция на несовершенства внешнего мира. А вот притворство, лицемерие, ложь, скрытность могут стать благодатной почвой для развития тревожности и неврозов. Ты еще маленький, все равно не поймешь. Маме не грустно, с чего ты взял? Тебе не страшно. Не ври!
Доверяйте ребенку, чтобы он доверял вам!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЫТЬ ДОЧКОЙ...

Забираю дочку от мамы после выходных, приезжаем домой, а она уперлась вспотевшим виском мне в грудь, и плачет. Скучала. Чего по мне ск...