четверг, 8 декабря 2016 г.

О пользе подражания

По подражанию. Это естественный, природный способ появления звука.  Когда малыш пытается подстроить свою речь под речь взрослого, непроизвольно меняя акустические особенности звуков. Речь совершенствуется в процессе постоянной практики говорения. Мышцы языка укрепляются, вырастает амплитуда микродвижений, скорость смены положений. Сначала уходит смягчение звуков - достаточно прогибается спинка языка. Широкий язык уверенно поднимается к альвеолам верхних зубов, появляются шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ). Со временем, с появлением новых двигательных возможностей, появляются выразительные соноры - Л, Р. Случайно появившись, новый звук постепенно вплетается в общий речевой поток, безболезненно, без лишних усилий, обтачиваясь по ходу, подстраиваясь, подчиняясь другим звукам. Но, так, к сожалению, бывает не всегда. Иначе, зачем нужны были бы логопеды?

Что происходит в кабинете у логопеда? Чаще всего, звуки правильные должны уже быть по возрасту, но это беспокоит пока только родителей. Ребенку хватает того, что у него есть - его ведь и так понимают. Поэтому все дальнейшие мероприятия - это странности тети логопеда. Зачем только это еще дома повторять? А работа предстоит трудная. И, дай Бог, чтоб не пришлось лезть в рот ребенка всякими палочками, шпателями, зондами, чтобы помочь неповоротливому язычку принять правильное положение. Поэтому придумываются разные упражнения для речевых органов, хатха-йога просто отдыхает по сравнению с ними. Трубочки, чашечки, иголки, грибочки. Поставили за зубы, прижали боковые края к зубам, воздух выдыхаем только на серединку языка, а кончик не прижимаем вплотную к небу, и не опускаем слишком низко, иначе не получится, звук Ш не получится. Поставили, задержали, подули, если надо, щеки прижали к зубам. Ура, получилось! В потоке бесконечных попыток, искореженных звуков, слюней, слез, соплей, получилось! Хотя бы разочек проскочил он. Правильный, красивый. Но это еще не все! Выпрашиваем, вытягиваем этот звук еще пару занятий. Потом пытаемся его впихнуть в слоги, потом в слова. А он толкается, мешается, непрошеный, неудобный такой. Слоги, слова, словосочетания, фразы. Удовольствие растягивается на недели. А потом еще родителям поправлять, напоминать дома целый месяц - скажи правильно. Поэтому молимся мы, логопеды, чтобы звук пошел сам, получился по подражанию.
Делаем гимнастику, просто упражнения для языка, а я прощупываю возможности, потенциал, хватаюсь за каждую ниточку, чтобы звук сам получился, просто с маленькими подсказками, подними язычок наверх, а губы вперед, круглые, как окошко. А теперь в наше окошко дует ветер - Ш-Ш-Ш, жучок залетел - Ж-Ж-Ж, поезд проезжает мимо - Ч-Ч-Ч, бабка Ежка в ступе пролетает - Щ-Щ-Щ. А вдруг что-то пойдет само, по подражанию? Поэтому и получаются  картинки для гимнастики, такие странные немножко. Сальвадор Дали нами бы гордился)))










2 комментария:

  1. Юлия, добрый вечер! Как можно получить Вашу консультацию?

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте,Katrine.Мой конт. тел 0509846823. С радостью отвечу на все ваши вопросы

    ОтветитьУдалить

БЫТЬ ДОЧКОЙ...

Забираю дочку от мамы после выходных, приезжаем домой, а она уперлась вспотевшим виском мне в грудь, и плачет. Скучала. Чего по мне ск...