Когда я только начинала заниматься частной практикой, одним из первых
учеников был четырехлетний упрямый молчун Дима. Несколько слов в лексиконе,
активное жестикулирование и выразительная мимика, во всем остальном сообразительный
малыш, все понимал, выполнял, складывал сложные паззлы, выстраивал великолепные
постройки из деталей Лего, никаких проблем с поведением и воспитанием. Димы,
Денисы, Кати, Даши, Никиты, Иллюши, позже у меня было много таких учеников, но
этот первый случай стал для меня настоящей школой выживания, становления меня,
как профессионала.
В свое время я с
отличием закончила университет, практиковала, начиная с четвертого курса, и
казалось, была готова ко всему. Знала все методики, все способы постановки сложных
звуков. Но никто не говорил нам, что делать, если малыш не хочет. Не хочет,
повторять, проговаривать, называть. Не хочет даже рот открыть. Можно впихнуть
ребенку лекарство, сделать укол, даже вылечить зубы при удачной фиксации, но
как можно научить говорить малыша, сопротивляющегося процессу коррекции всеми
фибрами души? Одно дело, если это
двухлетний карапуз, которого можно заиграть, уболтать, уговорить. И совсем
другое дело, когда перед тобой четырехлетний сознательный молодой человек со
своими взглядами, убеждениями, которого все достали постоянными требованиями и
упреками: «скажи», «повтори», «чего ты молчишь?». Это сейчас я, умудренная
опытом, могу грамотно послать с такой проблемой к психологу, а тогда смело бросилась
в омут с головой. Литература, Интернет, коллеги – все давали дельные советы,
которые начинались с фразы: «Пусть повторит, скажет, проговорит». Да не хочет
он проговаривать, повторять, говорить! Он в своем комфортном мире, и защищает
его изо всех сил, силенок. Но не сдавалась, деваться было некуда, сзади глаза
мамы малыша, полные мольбы и надежды, впереди маячила перспектива
профессионального роста. Несколько занятий подряд работала клоуном: говорила
сама с собой, задавала вопросы, сама же на них отвечала, и все с эмоциональной
выразительностью на грани нервного срыва. Так и не знаю, что подействовало, то
ли Дима устал и хотел, чтобы его, наконец, оставили в покое, то ли ему стало
жаль «ненормальную» тетю, то ли я заслужила его доверие, но постепенно,
маленькими шажками мы пошли навстречу друг другу. Сначала слоги, потом короткие
слова. Ну а дальше дело техники. Первая победа. Потом было много таких побед,
но каждый последующий успех, как первый. Потому что нет одинаковых случаев, нет
универсальной методики, которая сработала бы с каждым. Все дети разные и к
каждому необходимо подбирать свой ключик. Главное верить в себя, в ребенка, и
научиться доверять друг другу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий