среда, 9 июля 2014 г.

Что такое алалия?



Алалия, моторная алалия, общее недоразвитие речи (ОНР). Проблема, когда малыш не говорит, потому что не может, имеет много разных названий, но суть у нее одна.
Речь – это результат работы центральной нервной системы, в частности головного мозга. Иногда клетки головного мозга, отвечающие за речевую функцию, «страдают», недополучают питательных веществ, не растут, не развиваются, гибнут вследствие влияния вредоносных факторов: кислородного голодания, повреждений, болезней. В таком случае речевые возможности малыша изначально ограничены и нуждаются в коррекционном вмешательстве.

         „Беременность протекала нормально, один раз, правда, лежала на сохранении – угроза срыва на третьем месяце. А вот роды с осложнениями, крупный плод, долго не могла разродиться, стимулировали, выдавливали. В результате гипоксия, энцефалопатия и много других страшных слов. На первом году жизни врачи, обследования, лекарства, массаж. Чуть позже, чем надо, подняли головку, сели, пошли после года. А вот с речью совсем беда. Не было ни гуления, ни лепета, малышка упорно молчала до 1,5 лет. Потом отдельные звуки, чтобы попросить, позвать. К двум годам ситуация не улучшилась, пора к специалисту. Слух проверяли, слышит хорошо, реагирует даже на шепот из соседней комнаты. Речь понимает, может показать на картинках знакомых животных, предметы.  Просьбы, инструкции выполняет: принести, подать, положить. Активная, идет на контакт,нравится играть с детками. Только упорно молчит. Как делает коровка? Улыбается. Как делает собачка? Отворачивается. Как делает мышка? Залезла к маме на руки, зарылась в ее кофте.”
 Стали работать. Познакомились с зеркалом. Язык-лежебока, еле-еле раскачали, упражнениями, массажем, общими усилиями с мамой. Потом пошли звуки, слоги, короткие слова. Малышка старалась изо всех сил, но каждое новое слово – настоящий подвиг. Стали соединять слова в предложения, фразы – возникли трудности с окончаниями и предлогами. Склеивали слова между собой, заучивали, отрабатывали, проговаривали каждую падежную форму. Кропотливая работа не на один месяц. Напоследок отработка звукопроизношения, со своими жертвоприношениями. Результат оправдал все наши ожидания, через пару лет ребенок говорил, понятно, внятно, по делу. Да, оставались легкие аграматизмы, но ее речь практически нельзя было отличить от речи сверстников.  
Органическое поражение центральной нервной системы (энцефалопатии при рождении, или в первые годы жизни) – отсутствие лепета и гуления (на первом году жизни ребенка) – аграматизмы (несогласованность слов в предложении) – это главные отличительные признаки алалии от задержки речи. Это не приговор, это призыв к действию. Это значит, что на каждом этапе речевого развития малышу необходима адекватная помощь, поддержка, участие и еще больше любви. И тогда у него все получится!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЫТЬ ДОЧКОЙ...

Забираю дочку от мамы после выходных, приезжаем домой, а она уперлась вспотевшим виском мне в грудь, и плачет. Скучала. Чего по мне ск...