среда, 30 ноября 2016 г.

"Скорая помощь" при запинках

Трехлеточки. Такие смышленые. Уже столько мыслей в голове, столько открытий! Хочется поделиться, всем-всем рассказать, а язык не успевает. Слов не хватает, а эмоций очень много. И происходит казус - застревают звуки где-то в горле, в скомканном языке, на губах. Запинки. Повторы. Конечно, они пугают. До ужаса пугают родителей. А вдруг не пройдет? А вдруг перерастет в заикание? Надо что-то делать. Срочно спасать. Но как?

Разобраться в причинах. Что спровоцировало появление запинок? Конечно, всегда есть фундамент, основа для их появления - это наследственный фактор (были запинки, необязательно перешедшие в заикание, у родственников), особенности функционирования нервной системы (беспокойный сон, тики, подергивания, частые истерики), определенные черты характера (тревожность, ранимость, замкнутость, стеснительность). На фоне всего этого, запинки могут появиться резко после проявления сильных эмоций, например, испуга - залаяла собака, сдали кровь в поликлинике, увидел что-то страшное по телевизору. А могут нарастать постепенно, вследствие затянувшейся стрессовой ситуации, не такой очевидной для окружающих, но такой же по силе травмирующей для ребенка - семейные конфликты,  детский сад и т.д  Высокая температура, безобидный поход в цирк, или просто потому, что стал больше болтать (скачок речевого развития) - причины абсолютно разные, чаще всего мало зависящие от родителей, предугадать их сложно, устранить их полностью порой невозможно, но знать их надо, чтобы быть готовым.
Правильно реагировать. Запинки - это не заикание. Запинки - это не болезнь. Запинки - это своеобразная  реакция нервной системы на перегрузку. Когда она не справляется, потому что еще не совершенна, потому что только формируется. Сильная эмоция - очаг возбуждения в коре головного мозга - излишнее напряжение мышц речевого аппарата. Со временем, при благоприятных внешних условиях, работа нервной системы стабилизируется, и запинки прекращаются. Но патологический механизм, к сожалению, остается, и при новой перегрузке, при новом стрессе такая реакция может повториться. Поэтому для речи с запинками характерно волнообразное течение.
 Запинки уходят и возвращаются, сводя с ума родителей, но так будет, пока малыш не перерастет эту проблему. Когда же запинки переходят в заикание? И что этому способствует? Чего делать ни в коем случае нельзя? Если нервная система не успевает стабилизироваться, ребенок находится в постоянной стрессовой ситуации, с его внутренней тревогой и страхами никто не работает, у него запинки, а ему еще английский и стихи на утреннике перед всеми, если малыша постоянно поправляют, одергивают - не заикайся, скажи хорошо, тогда, во-первых, запинки становятся неотъемлемой частью детской речи, вредной привычкой. Во-вторых, ребенок зацикливается на этой проблеме, он начинает бояться запинок, что еще больше провоцирует их появление. Что же делать, чтобы этого не допустить?
  • Следить за состоянием здоровья, состоянием нервной системы ребенка. Полноценный сон, здоровое питание, свежий воздух. 
  • Не заставлять ребенка говорить (расскажи стишок тете, а что ты сегодня ел в садике?), не перегружать его дополнительным развитием (английский с пеленок, чтение по Зайцеву, логика по Никитину, устный счет Соробан), без этого как-то прожить можно.
  • По возможности исключить провоцирующие факторы - походы в цирк, кино, шумные гости, просмотры  мультфильмов, передач, бесконтрольное гуляние по Интернету, только если ребенок действительно реагирует на это появлением запинок. 
  • В острый период, когда запинок в речи много, устраивать ребенку скучную жизнь - режим дня, изо дня в день одно и то же, чтобы малыш всегда знал, что будет дальше.
  • Помочь малышу как можно скорее вернуть плавность речи. Говорить чуть тише, можно шепотом, во время острой стадии. Говорить чуть ниже, задействовать больше грудные регистры, потому что запинки чаще всего возникают на высоких тонах. Говорить чуть медленнее, спокойнее, чтобы хватало времени подобрать слова, выстроить фразу, добирать воздух, когда он нужен. Тише, ниже, медленней - так нужно говорить, в первую очередь, маме, для того, чтоб ребенок просто по подражанию, без лишних неестественных усилий, без привлечения особого внимания к проблеме, перенимал действенные способы преодоления запинок. Не пропевать слова, не тянуть гласные, не разбивать слова на слоги, все должно быть естественным. Просто тише, ниже, медленней.
  • Выслушивать ребенка, глядя ему в глаза, ожидая и принимая все, что он скажет. Он не должен успеть сказать, пока взрослый не отмахнулся от него. Он не должен спешить. 
  • Не создавать стерильно-позитивно-эмоциональную среду ребенку. Все что угодно, только чтоб не заплакал, не расстроился, не истерил. Многие продвинутые дети могут использовать запинки, как способ манипуляции, оказывая тем самым себе медвежью услугу. Слово "НЕТ", правила, адекватные требования к ребенку, одинаковые у всех взрослых в семье, здоровая атмосфера любви и безусловного принятия. И самое главное, осознанное отношение. Чтобы мама с папой понимали, что происходит, как они могут помочь. Чтобы они не боялись. Вот так ребенок растет. И обязательно вырастет, перерастет. И все непременно будет хорошо!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЫТЬ ДОЧКОЙ...

Забираю дочку от мамы после выходных, приезжаем домой, а она уперлась вспотевшим виском мне в грудь, и плачет. Скучала. Чего по мне ск...