Звуки речи появляются не все и не сразу. Каждый звук –
это
определенный артикуляционный уклад (положение губ, языка, зубов и т.д.).
Все звуки разные по сложности, начиная от простых гласных, заканчивая сложными
вибрантами. По мере того, как малыш растет, развивается сила артикуляционных мышц, чувствительность,
растут возможности ребенка управлять своим речевым аппаратом. И, наконец,
наступает долгожданный момент, когда ребенку доступно овладение всеми звуками
родной речи.
Когда? 5-6 лет
Что это значит? Если ребенок произносит все речевые звуки правильно,
включая звуки Р и Л, и в нужном месте, не путая их между собой, это значит, что
достаточно развиты мышцы артикуляционного аппарата, язык все может – подняться
вверх, опуститься вниз, складываться желобком, вибрировать в нужном месте,
ребенок хорошо чувствует и управляет своим речевым аппаратом. Это значит, что
достаточно сформированы фонематические процессы, то есть восприятие речевых
звуков на слух, а также звуковой анализ и синтез. Это значит, что малыш уже
полностью готов к овладению чтением и письмом.
Что делать, если это не так?
- Следить за состоянием здоровья ребенка. Особенности строения и функционирования речевого аппарата (зубочелюстная система, подъязычная связка, мышцы), хронические насморки, заложенность, отечность носовой полости, увеличенные аденоиды могут стать серьезным препятствием для полноценного овладения звукопроизношением.
- Следить за состоянием слуха, как физиологического, так и фонематического (восприятие только речевых звуков). Плохо слышит, воспринимает – не может, соответственно правильно воспроизводить.
- Вовремя обращаться за помощью к логопеду, учитывая тот факт, что нужно определенное количество времени, чтобы каждый звук встал на свое место, и лучше все исправить до поступления в школу.
- Верить в ребенка, воспитывать стремление саморазвиваться, становиться лучше, работать над собой собственным примером.
Комментариев нет:
Отправить комментарий