понедельник, 28 октября 2013 г.

Артикуляция.



Что такое артикуляция? Мало кто ответит, но все ею пользуются, успешно или с трудностями, с удовольствием и просто так, на радость другим или для себя, родимого. Это  движения. Движения языка, губ, зубов, щек, неба, скоординированные, контролируемые центральной нервной системой, для того, чтобы произносить звуки, слова, фразы, чтобы общаться, выражать себя, быть человеком.
Конечно, в повседневной жизни мы не задумываемся особо, как получаются звуки, что происходит с нашим артикуляционным аппаратом, иногда даже не подозреваем, что у нас есть такой. О языке вспоминаем, когда прикусили, опекли, или еле-еле им шевелим. Когда же есть речевые трудности, речь не такая, как хотелось бы (невнятная, быстрая, медленная, с дефектами), тогда самое время познакомиться с собственным языком и его работой поближе.
Язык – это мышца, вернее, группы мышц, обеспечивающие массу возможностей и разнообразие ощущений.  Собрать язык в ротовой полости или высунуть его изо рта далеко вперед, сделать его узким или широким, плоским, двигать в разные стороны, поднимать вверх, опускать вниз, заворачивать, сворачивать, закручивать язык, облизывать, толкать,  дрожать языком – с какой еще частью тела мы можем проделывать такие фокусы? А что происходит с ним во время речи, когда каждый звук требует определенной позы, а звуков много и они быстро сменяют друг друга в словах и предложениях. Художественная гимнастика, Кама сутра и йога просто отдыхают. Хорошие физические данные (размер, подвижность, чувствительность), годы тренировок и все возможно. А если что-то не так? Если язык корявый, вялый, большой, маленький, с короткой подъязычной связкой, и вообще не слушается, живет отдельной жизнью? Что же делать?

  •    Выяснить, в чем причина. Нарушения в работе нервной системы, головные боли, ограниченность подвижности, лишние движения (тики, подергивания, спазмы), нарушения сна и аппетита – вперед к невропатологу. Анатомические особенности строения аппарата (короткая подъязычная связка, нарушения прикуса и т.д) – вопросы для стоматолога, ортодонта. Неправильное звукопроизношение, нарушенный темп речи (быстро, медленно, с запинками), малоподвижность языка можно исправить под чутким руководством логопеда.

  •   Почувствовать язык, научиться им управлять, использовать новые возможности в повседневной речи.

  •    Работать, развиваться,  и поверить в себя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЫТЬ ДОЧКОЙ...

Забираю дочку от мамы после выходных, приезжаем домой, а она уперлась вспотевшим виском мне в грудь, и плачет. Скучала. Чего по мне ск...