пятница, 27 сентября 2013 г.

Удивительное рядом. Развивающее развитие




Развитие, формирование, обучение – лозунги, на которые отлично ведутся родители в магазинах, детских центрах, в местах, где можно потратить деньги. Лежит, пылится на полке в супермаркете никому не нужная, несуразная игрушка, а дописали к ней: «развивает воображение, мышление, мелкую моторику», и тут же за ней выстраивается очередь. Потому что все мы хотим быть самыми лучшими родителями для своих детей: заботиться, обеспечивать необходимым, воспитывать, развивать. Но что же такое развитие? Слово, знакомое всем, но понимает его каждый по-своему.

 Развивающий коврик с разными звуковыми спецэффектами – это развитие? А кубики Зайцева, Никитина, рамки Монтессори – это развитие? А простой карандаш, резиновый мяч, скакалка? Будут ли они развивать наших детей, ведь на них забыли написать волшебное слово «развивающий». А было бы интересно: развивающий асфальт, на котором малыш только что научился бегать, развивающая стиральная машина, которую малыш с восторгом сам включил, развивающий папа, на спине которого ребенок освоил азы рисования фломастерами.
Развитие – это процесс. Процесс появления новых качеств, умений, возможностей для удовлетворения потребностей, желаний, неудовлетворенностей. Проще говоря, малышу что-то надо, хочется, чего-то не хватает, и он прилагает усилия, делает то, чего раньше не делал, чтобы получить желаемое, необходимое.  Начинает ползать, чтобы достать любимую игрушку, делает первые шаги, чтобы поскорей обнять маму, соединяет звуки в слово «ДАЙ», чтобы получить желаемое с дальней полки шкафа. Стимул из внешней среды – усилие – новое качество, возможность, умение, навык. Таким способом малыш развивается физически, психически, и формируется его личность.
Конечно, развивать ребенка можно громко, чтобы всем было видно и слышно. Покупать дорогие игрушки, развивающие пособия, водить в развивающие центры, на развивающие занятия: бассейн с рождения, английский с пеленок, динамическая гимнастика с элементами акробатики, чтение по Доману и астрофизика с трех лет. На самом деле, для полноценного развития малыша необходимо не так много:

  •    Взрослый, который будет стимулировать, провоцировать, подталкивать, все время ожидать, чего-то хотеть и маячить перспективами перед ребенком.

  •     Окружающий мир – цвета, краски, звуки, запахи, кошки и собаки во дворе, мамин телефон, папин компьютер, шнурки на ботинках, дверной замок, мелки, скакалки, каштаны, камушки, стеклышки, мыльные пузыри и т.д.

  •     Встреча с чудом. Бил, бил малыш рукой по телевизору и случайно нажал на кнопку включения, засветился экран, заиграла музыка –

«И-И-И» запищал от восторга, повторил подвиг пару раз, научился включать потом и другие кнопочки. Чудо. Удивление. Открытие.  Вот что такое развитие!
   Если ребенок хотя бы раз за день удивился, сказал: «ВАУ!», значит, день не прожит зря.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЫТЬ ДОЧКОЙ...

Забираю дочку от мамы после выходных, приезжаем домой, а она уперлась вспотевшим виском мне в грудь, и плачет. Скучала. Чего по мне ск...