среда, 29 октября 2014 г.

ДЕЛАЕМ УРОКИ



Что самое тяжелое в школе? Вставать рано, ходить в школу при любой погоде (дождь, снег, мороз), писать контрольные? Нет! Выполнять домашние задания. Тяжело не ребенку, тяжело родителям. Иногда у меня возникает  дежавю, я снова учусь в четвертом классе. И если в детстве я отвечала только за свои промахи, ошибки и лень, то сейчас приходится выгребать за двоих. Поймать, усадить, удержать, решить за ребенка, уговорить написать, проверить, снова поймать, усадить, удержать. Процесс бесконечный. Удовольствие растягивается на целый вечер. Каждый день. Когда уже каникулы?!  Кто придумал школу?!!

Уроки с чужой тетей. Самый щадящий для родительских нервов способ выполнения домашнего задания – репетиторы, няни, учитель на продленке в школе. Никаких криков, нервных срывов, переходов на личности, чисто деловые отношения. Быстро, эффективно, по делу. Что сделал, то и получил. Результат, оценки будут зависеть напрямую от способностей и усердия ребенка, потому что никто не будет делать за него работу, выпрыгивать из штанов, разбиваться в кровь, чтобы все было идеально. Не за это платят.
Уроки с бабушкой. Если заглянуть в тетради моей дочки, сразу можно отличить домашние задания, выполненные с бабушкой. Буква к букве, ровные, кругленькие, пропитанные любовью и ароматом свежеиспеченных пирожков с яблоками. Ни одной помарки, ни одной ошибки. Никто никуда не спешит, никто не кричит. В тепле, сытости, полном принятии и любви усваиваются знания, рождается уверенность у ребенка, что он самый лучший, любимый не смотря ни на что. Если что-то не получилось, можно все исправить, переписать, при чем без криков и воплей: «Какой ты обалдуй! Сколько можно ошибаться в одном и том же месте!». Если что-то непонятно, все объяснят, опять же спокойно, без обвинений. Проследят за каждым движением, направят в нужную сторону. Дай Бог здоровья нашим бабушкам!
Уроки с мамой.  Дочка не может решить задачу. Прихожу на помощь. Читаю условия. Сама не поняла. Читаю еще раз. Как ее решать? Пробую через уравнение с двумя неизвестными. Стоп, четвертый класс, такие уравнения еще не проходили. Вспоминаю все свои познания в математике. Никак. Собираю родительский консилиум. Решаем, чертим графики, схемы, спорим, ищем решения в Интернете, звоним знакомым. Наконец, через 20 минут задача решена! Бужу уснувшего за столом ребенка: «Задача элементарная, для первого класса! Что тут непонятного? Как можно было не решить? Где твои мозги? Чему вас только в школе учат?» Вот такая педагогика!
Забываем, для чего нужна школа. Не для того, чтобы выяснять, у кого круче машина, школьный портфель, у кого самый умный ребенок, или чья мамочка лучше всех делает фрукты из папье-маше. А для того, чтобы ребенок там рос,  развивался, получал знания, учился думать, преодолевать трудности.
Решаем сами, а не помогаем решать. Тестируем, проверяем, а не помогаем искать пути. Ругаем, сравниваем, обвиняем, а не помогаем справляться с трудностями. Чтобы действительно помогать, нужно время. Время и терпение. Терпение к ошибкам своего ребенка. Невозможно научиться кататься на коньках, не умея правильно падать. Невозможно научиться писать, читать, не совершив при этом ни одной ошибки. «Ну что ты там копаешься, дай, я сама… (натяну тебе колготы, завяжу шнурки, нарисую за тебя, решу задачу)». Поэтому никакой самостоятельности, активности, желания у самого ребенка. Поэтому заставляем, ловим, усаживаем, уговариваем. Ребенок должен совершать ошибки. На ошибках учатся. Но содранные коленки от неудачного падения с велосипеда, или пальцы в крови от швейной иголки – это очень болезненно для тревожных родителей (кататься на велосипеде и шить мою дочку научили бабушки). Разобраться со своими страхами намного сложнее, чем по старинке: сделать все за ребенка, а потом обвинять его в несамостоятельности и пассивности. Но в чем тогда заключается наш родительский долг?   

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЫТЬ ДОЧКОЙ...

Забираю дочку от мамы после выходных, приезжаем домой, а она уперлась вспотевшим виском мне в грудь, и плачет. Скучала. Чего по мне ск...