Полетать на настоящем истребителе, построить целый
город, сразиться в средневековом замке с монстрами и привидениями, придумать новый образ для Бритни Спирс – все
это можно сделать легким нажатием кнопок на компьютере, ноутбуке, планшете,
смартфоне, телефоне, PSP, список
современных чудес техники неограничен. Компьютерные игры, мультфильмы
круглосуточно по телевизору, интерактивные игрушки – как мы могли раньше жить
без всего этого?! И еще умудрились вырасти нормальными людьми? Чем мы занимались
холодными зимними вечерами, когда мультфильмы показывали только по воскресеньям
и большим праздникам? Мы общались друг с другом, смеялись, удивлялись, и играли
в настольные игры.
Даже сейчас настольные игры – это не раритет, или
атавизм. Они были, есть и будут на прилавках магазинов. Потому что это
классика. Лото, домино, карты, «ходилки», «бродилки» – игры, в которые играли
наши дедушки и бабушки, мамы, папы, играют наши дети, и будут играть наши
внуки. Есть особые секреты у настольных игр, которых нет ни у одной современной
игрушки.
Чем полезны
настольные игры для детей?
Во-первых, это хороший способ развития памяти, внимания,
мышления ребенка. Продумывание предыдущих и последующих ходов, своих и
соперника, поиски выгодной стратегии, установление причинно-следственных связей,
алгоритмов действий, использование игрового опыта – на
что только не пойдешь ради победы. И никаких уговоров, нравоучений,
принуждений. Все добровольно, с радостью, со здоровым азартом. А когда
интересно, то любые сложности, трудности можно легко преодолеть. В настольных
играх малыш волей-неволей познает основной урок дидактики – чтобы чему-то
научиться, чтобы что-то получилось, нужно много раз повторять одни и те же
действия. А в игре совсем не скучно даже в сотый раз пройти по дорожкам
лабиринта, восстанавливать разрушенную башню, выкладывать змейку из костяшек домино. Усидчивость,
концентрация внимания, память, логика, наглядно-образное мышление, ориентация в
пространстве (право, лево, верх, низ) – у маленького игромана все с этим в
порядке.
Во-вторых,
настольная игра – это коллективное мероприятие, что значит общение
между людьми, естественное, непосредственное, эмоциональное, живое, а не с
помощью компьютерной мыши и клавиатуры.
Учиться слушать, слышать партнера по играм, и самое
главное, говорить, проговаривать свои действия, договариваться – отличная
речевая практика для каждого участника игры.
В-третьих, настольная игра – это правила. В последнее время, мы
сознательные, любящие, с возможностями родители пытаемся сделать счастливое
детство детей еще счастливее, ни в чем детишкам не отказываем, не ограничиваем,
выполняем все прихоти и желания. Поэтому нашим детям мало знакомы правила,
ограничения, границы. Им необходимо специально учиться сдерживать сиюминутные
желания и порывы, иногда делать то, что надо, а не то, что хочется, уважать
чувства и желания других людей. Все это возможно прочувствовать, пережить,
осознать в настольной игре, где приходится иногда пропускать ход, возвращаться,
начинать игру сначала, возможно, проигрывать.
Должен ли ребенок проигрывать
в игре? Действительно, должен. Конечно, когда играет не в первый раз, чтобы не
пропал интерес к игре. Проиграть ребенок должен по-честному, объективно. И
только при эмоциональной поддержке взрослого: «Да, это грустно. Так бывает со
всеми. Но впереди будет еще очень много побед!»
Должны ли взрослые играть в настольные игры? Играющий
взрослый – самая приятная картина для малыша. Когда взрослые играют без напряжения, искренне, с
неподдельным интересом, с азартом, это вдвойне приятнее. Любимые мама, папа
смеются, удивляются, получают удовольствие, значит, все в порядке. Отступают все страхи, волнения, переживания.
Когда взрослые играют вместе с детьми – это еще хороший способ стимулирования
внутренних механизмов развития – малыш тянется, подражает взрослым, старается
быть таким же умным, ловким, удачливым. А как же здорово одержать победу у папы
или у мамы! Только пусть ребенок для этого хорошо постарается!
Конкурировать с компьютерными играми с реалистичными изображением
и звуком настольным играм достаточно сложно, но возможно, если придерживаться
определенных правил.
v
Ведущая позиция взрослого. Если положить перед ребенком яблоко и конфету,
сможет ли малыш сделать правильный выбор? В большинстве случаев победит,
конечно же, сладкое, блестящее, шуршащее, но не совсем полезное. Если
предоставить малышу возможность решать самому: компьютер или настольная игра,
опять же выбор будет очевиден. Единственный шанс у картонной коробки быть
открытой, это когда взрослый проявит заинтересованность и настойчивость.
Прекрасно может сработать альтернатива для малыша: Игра или… игра. Достать,
открыть, рассказать, попробовать, подключить других членов семьи, тогда
настольная игра в скором времени станет любимым занятием для всей семьи.
v
Много хороших игр на свете. Многие даже не подозревают о том, насколько
разнообразен ассортимент современных настольных игр. Развивающие, логические,
экономические, военные, игры-стратегии, карточные игры. На все возраста, на
любые темы. Выбирать есть из чего. Главное делать это с умом. Учитывать возраст
потенциальных игроков, обычно он указан на коробке, и не зря. Если игра
окажется слишком сложной, непосильной для ребенка, вряд ли он захочет в нее
играть. Учитывать интересы малыша: захватывающий сюжет, любимые герои из
мультфильмов, интересное необычное оформление игрового поля или фишек – каждому
свое.
v
Мы в ответе за то, что купили. Настольные игры, к сожалению, недолговечные. Виной
тому непрочный материал, из которого игра сделана, обычно бумага или картон, и
большое количество мелких деталей – фишек, карточек, которые теряются или
используются не по назначению. Для того, чтобы не прощаться быстро с новой
игрой нужно, во-первых, покупать качественные игры из прочных материалов, а
во-вторых, уважительно с ними обращаться – правильно собирать после каждого
использования, ставить на место, не оставлять наедине с маленькими детьми.
Тогда настольная игра будет служить верой и правдой не одному поколению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий