Закрепляем с Артемом звук р в
интервокальной позиции, называю слова, а он повторяет, забираясь на шведскую
стенку, на последнем слове плюхается счастливый в мягкое кресло. Вот такая
педагогика! Конечно, есть стол, зеркало, правила. Но куда веселее проговаривать
в сотый раз сложные звуки, скучные слоги, слова, выстраивая небоскребы из
кубиков, на маленькой лодке покоряя Ниагарский водопад, или разъезжая на джипе
по африканской пустыне в поисках приключений, если тебе только четыре года.
Мы не
выполняем сухие арифметические действия, не изучаем буквы, застывшие на листе
бумаги, мы говорим, учимся говорить правильно, легко, свободно. Речевой звук
(звук, а не буква), его невозможно увидеть, пощупать, зачеркнуть, усадить за
парту. Он рождается, становится родным, только если расправить крылья
воображения, дать волю фантазии, свободу действиям. Сама в детстве учила стихи,
стоя на голове.
Можно научить писать, направляя руку ребенка в нужную сторону, можно
научить кататься на велосипеде, поддерживая, устанавливая детские ножки на
педали, но нельзя физически вмешаться в процесс формирования звука, речи в
целом. Потому что, речь – это часть внутреннего мира человека. А внутренний мир
маленького человечка в процессе роста,
развития очень хрупкий, уязвимый. И защищает его малыш, как может, от грубых „педагогических”
вмешательств и давления авторитетов. Приходит на занятия маленький „взрослый”,
садится за стол, и вроде бы безукоризненно все выполняет, но ничего не берет
себе, все приемы, методы, педагогические влияния разбиваются о бронь маленьких проницательных
глаз. Только советом, собственным примером, улыбкой. С открытым сердцем ждать,
когда малыш начнет доверять. Когда откроется детская сущность с неумной жаждой
знаний и приключений. Не смотреть сверху вниз, не давить указаниями,
ограничениями, запретами. На уровне глаз, вместе смеясь, играя, на встречу
чудесам и открытиям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий